Социальное обеспечение
Социальное обеспечение — система мер по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи. Оно позволяет гражданам страны реализовать свое конституционное право на материальное обеспечение и социальное обслуживание в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
В современной России проблема совершенствования системы социального обеспечения становится одной из актуальных. Ведь без ее эффективного функционирования не может быть стабильности и прогресса в обществе.
Вопрос о классификации видов социального обеспечения вызывает различные суждения ученых. Как нам представляется, к основным видам социального обеспечения следует отнести: пенсионное обеспечение; систему пособий;
систему льгот нуждающимся категориям населения (инвалидам, ветеранам и др.); систему профессионального обучения, трудоустройства и протезно-ортопедической помощи инвалидам; социальное обслуживание престарелых, инвалидов и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации; социальную помощь семье и детям.
Важнейшей функцией социального обеспечения является выплата гражданам пенсий — ежемесячных денежных выплат нетрудоспособным гражданам в связи с их прошлой трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Пенсионные отношения в нашей стране регулируются Законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. с учетом изменений и дополнений, внесенных последующими законами Российской Федерации и другими нормативными актами.
Основным видом пенсионного обеспечения являются трудовые пенсии, которые назначаются в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Наряду с этим существует и социальная пенсия. К трудовым пенсиям относятся пенсии по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Пенсия по старости назначается в связи с достижением определенного возраста при наличии требуемого стажа работы. На общих основаниях пенсия по старости назначается рабочим, служащим и колхозникам: мужчинам по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам — 55 лет при стаже работы не менее 20 лет.
Пенсия по инвалидности устанавливается в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (инвалидностью). Пенсия за выслугу лет назначается при наличии определенного специального стажа, независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности. А пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего, которые находились ранее на его иждивении. В ряде случаев такая пенсия может назначаться и не иждивенцам.
Социальная пенсия — это государственная выплата с целью оказания материальной помощи гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Такая пенсия устанавливается инвалидам I и II групп, в том числе и инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; детям, потерявшим одного или обоих родителей в возрасте до 18 лет;
гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), в определенном размере пенсии по старости в каждом конкретном случае.
Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения страны составляет более 38 млн человек. По данным на конец 1998 г. — 36,8 млн пенсионеров получали трудовые пенсии. В нашей стране, как и во многих странах мира, наблюдается тенденция роста доли населения старше трудоспособного возраста и инвалидов.
Ситуация в деле пенсионного обеспечения усугубилась и задержками выплаты пенсий. Они нарастали с 1995 г. по начало 1997 г. Затем на непродолжительное время удалось нормализовать ситуацию с пенсионными выплатами. Но в марте 1998 г. положение резко ухудшилось, задержки вновь достигли 3, 4 и более месяцев. Главной причиной такой ситуации стало обострение кризиса экономики страны.
Формой дополнительного социального обеспечения пожилых граждан являются негосударственные пенсионные фонды. Импульсом к их развитию послужил Указ Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» (сентябрь 1992 г.). При создании таких фондов происходит соединение банковской, страховой и инвестиционной деятельности. Наиболее важными элементами деятельности негосударственных пенсионных фондов являются аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов и выплата пенсий.
В России, по данным 1997 г., насчитывалось 254 негосударственных пенсионных фонда, имеющих лицензию на право заниматься негосударственным пенсионным обеспечением. Участниками этих фондов стали тогда около 1 млн 670 тыс. человек. Из них негосударственную пенсию получали 156,6 тыс. человек.
Негосударственные пенсионные фонды условно можно разделить на три группы:
• фонды, пенсионные взносы, которые формируются преимущественно предприятиями и организациями-работодателями (до 95% общих взносов);
• пенсионные фонды с преимущественными взносами физических лиц (до 95% общих взносов);
• фонды с совместным участием юридических и физических лиц.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995 г.) были установлены следующие виды пособий:
• по беременности и родам;
• единовременное женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности;
• единовременное при рождении ребенка;
• ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
• ежемесячное на ребенка.
Из перечисленных пособий серьезные проблемы с выплатами имеются по последнему их виду. В настоящее время сохраняются задолженности по выплатам государственных пособий на детей даже за 1996 г. Передача с 1 апреля 1998 г. функций назначения и выплаты ежемесячных пособий на детей в органы социальной защиты населения не изменила ситуацию к лучшему. Во многих регионах страны продолжает нарастать задолженность по выплатам ежемесячных детских пособий. Так, в Ростовской области, по состоянию на январь 1999 года задолженность по детским пособиям составила более 780 млн рублей, в том числе около 358 млн рублей — задолженность за 1996 — 1997 гг.
Государственное единовременное пособие по многодетности выплачивается при рождении четвертого и последующего детей во всевозрастающих размерах. Кроме того, со второго года жизни ребенка выплачивается ежемесячное пособие до достижения им пятилетнего возраста. При наличии права на единовременное пособие при рождении ребенка и единовременного пособия по многодетности — выплачивается одно, большее по размеру. Пособие одиноким матерям определяется на каждого ребенка и выплачивается до достижения ребенком возраста 16 лет, а если он учится, но не получает стипендию, то до 18 лет. Пособие одиноким матерям по многодетности выплачивается независимо от получения женщиной установленного пособия одиноким матерям.
По временной нетрудоспособности существуют такие виды пособия, как пособие при заболевании (травме), при санаторно-курортном лечении, при протезировании. Первое выдается на основании больничного листка со дня утраты трудоспособности до ее восстановления. При санаторно-курортном лечении — в тех случаях, когда ежегодного отпуска работника недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно, но путевка выдана полностью или частично за счет средств социального страхования. Пособие при протезировании выплачивается при помещении работника в стационар протезно-ортопедического учреждения.
Пособие по безработице исчисляется в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца работы, если обратившийся за ним гражданин имеет установленный законом стаж работы не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели). Гражданам, имеющим указанный стаж работы, а также уволенным с военной службы и из органов внутренних дел, пособие начисляется: в первые три месяца безработицы — в размере 75% от среднемесячного заработка (денежного пособия) за последние три месяца работы (службы), в следующие четыре месяца — в размере 60 %, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней зарплаты, сложившейся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
Пособия выплачиваются также инвалидам с детства и инвалидам детства, на детей военнослужащих срочной службы, на погребение. Пособия инвалидам с детства назначаются лицам не старше 16 лет, признанным инвалидами I и II группы с детства, а также детям-инвалидам в возрасте до 16 лет при наличии соответствующих медицинских показаний. Инвалидам детства, имеющим право на пособие и пенсию, назначается пособие или пенсия по их выбору. Пособия на детей военнослужащих срочной службы назначаются женам солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, имеющих детей. Пособие на погребение выдается в случае смерти как самого работника, так и находившихся на его иждивении членов семьи: детей, братьев, сестер, не достигших 18-летнего возраста или нетрудоспособных (независимо от возраста) супруга, родителей, дедушки, бабушки.
Важным видом социального обеспечения является система льгот. Социальные льготы — это дополнительные права и преимущества для отдельных категорий граждан, не имеющих возможности реализовать общую для всех правовую норму по независящим от них причинам, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством. По данным 1996 г. льготы в нашей стране предоставлялись почти тридцати категориям граждан, численность которых составляла свыше 12 млн человек. Это, прежде всего, инвалиды, пенсионеры, ветераны труда, войны.
Специалисты по социальному праву классифицируют льготы:
• по субъектам (пенсионеры, инвалиды I и II групп, бывшие узники фашизма, Герои СССР и Российской Федерации, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС и пр.);
• по содержанию (бесплатный проезд на транспорте, бесплатное получение лекарств, освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг, бесплатная установка телефона и др.);
• по источникам финансирования (государственные внебюджетные фонды социального страхования, федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населения, бюджеты различных уровней) и другим признакам.
Инвалиды являются одной из нуждающихся категорий населения. Они пользуются правом бесплатного проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения. Им предоставлен льготный проезд в транспорте междугородного сообщения, а инвалидам I — II группы, детям-инвалидам, а также сопровождающим их лицам предоставляется бесплатный проезд к месту лечения и обратно. В ряде регионов инвалидам I — II групп по зрению предоставляется 50-процентные скидки по оплате за пользование телефоном. Инвалидам, имеющим медицинские показания, предусмотрено бесплатное санаторно-курортное лечение. Однако предоставление некоторых льгот инвалидам в настоящее время затруднено причинами финансового характера. Так, в Ростовской области по медицинским показаниям в 1998 г. в санаторно-курортном лечении нуждалось 2 874 инвалида, а путевки могли получить лишь 444 человека или 15,5% от числа нуждающихся.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О ветеранах», ветераны труда пользуются определенными льготами. Среди них: льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг; 50% — скидка с абонентной платы за телефон и радио, а для инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории других государств бесплатные услуги по установке телефонов; 50% — скидка в оплате твердого топлива; льготы по проезду железнодорожным транспортом междугородного и пригородного сообщения; льготы по проезду в общественном транспорте. Эти и другие льготы во многих регионах России реально предоставляются ветеранам, хотя бюджетный дефицит создает и здесь проблемы.
Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов как вид социального обеспечения приобретает особую значимость в современных условиях перехода к рыночным механизмам хозяйствования. Безработица особенно больно бьет по трудоспособным инвалидам. Ведь они нуждаются в специально созданных условиях труда, а работодатель не всегда готов идти на это.
Государство предоставляет инвалидам гарантии трудовой занятости. В соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрен целый комплекс мер, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке труда. К ним относятся следующие:
• осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений инвалидов;
• установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для них. Организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к численности работников, но не менее трех процентов;
• резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
• стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов;
• создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 34 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе по выходным и в ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней из расчета шестидневной рабочей недели. Инвалиды I и II групп имеют право на предоставление им отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до двух месяцев по их желанию;
• создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
• организация обучения инвалидов новым профессиям, востребованным на рынке труда.
Вышеперечисленные меры расширяют возможности инвалидов в решении вопросов их профессионального обучения и трудоустройства. В этом деле, вероятно, следует активно использовать возможности общественных организаций, негосударственных предприятий и кооперативов социальной направленности. Так, в поселке Каменоломни Октябрьского района Ростовской области, кооператив «Помощник» комплектует группы инвалидов с детства для обучения их профессиям телемастера, оператора ЭВМ, бухгалтера с последующим трудоустройством. Финансовую поддержку «Помощнику» в этом деле оказывает местный центр занятости населения.
Протезно-ортопедическая помощь инвалидам направлена на обеспечение их необходимыми протезами, личными средствами передвижения дома и на улице, а также ортрезами, то есть аппаратами и корсетами, необходимыми для жизни (ортопедическая обувь и др.). Личными средствами передвижения инвалидов являются специальные вело- и мотоколяски, автомашины с ручным управлением. Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов) за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Они обеспечиваются также необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами, в том числе для абонентов с дефектами слуха.
Важнейшим звеном системы социального обеспечения является социальное обслуживание. В нашей стране оно регулируется, прежде всего, Федеральными Законами «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.).
Социальное обслуживание — это совокупность социальных услуг, оказываемых гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, а также лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. В ней могут оказаться граждане в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшие в результате различных конфликтов, включая семейные, межэтнические и др.
Система социального обслуживания включает в себя. различные учреждения. В их число входят: комплексные центры социального обслуживания; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков;
центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких и престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; кризисные центры и иные учреждения.
Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе. Особо востребованной формой социального обслуживания является надомное. Если в начале 90-х гг. социальную помощь на дому в нашей стране получили около 600 тыс. человек, то сейчас ее услугами пользуется более 1 млн человек. Наряду с надомными службами, система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания, срочное социальное обслуживание, социально-консультативную помощь и стационарное социальное обслуживание.
Из нестационарных учреждений наибольшее развитие в последние годы получили муниципальные центры социального обслуживания (ЦСО). Они занимаются выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в таком обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление, осуществляют срочное социальное обслуживание, а также оказывают населению социально-консультативную помощь. Первые ЦСО стали создаваться в конце 80-х гг., например, в Москве они появились в 1989 г. В 1993 г. в целом по России их насчитывалось чуть более 100, а в конце 90-х гг. — более полутора тысяч. В настоящее время только в одной Ростовской области функционирует 62 муниципальных центра социального обслуживания, 780 отделений социального обслуживания на дому, 53 отделения дневного пребывания, 12 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, 14 социально-реабилитационных отделений и 46 отделений срочного социального обслуживания. В течение 1998 г. по области была оказана социальная помощь 291,4 тыс. граждан, что составляет 82,2% от общего количества обратившихся.
На оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении, направлено стационарное социальное обслуживание. По данным 1997 г., в России функционировало 1 060 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в которых проживало более 230 тыс. человек.
Сейчас в дома-интернаты поступают, в основном, люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться. Статистические данные, приводящиеся в «Настольной книге специалиста по социальной работе с пожилыми», показывают, что 88% людей, находящихся в домах-интернатах, страдают психическими патологиями, у 67,9% наблюдается ограничение двигательной активности, 62,3% не способны даже частично себя обслужить, ежегодно здесь умирает 25% проживающих.
Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. Такие дома состоят из одно- двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную и химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. В этих домах обычно организуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.
Многодетные семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей, также являются объектом социального обеспечения. Разнообразную помощь малообеспеченным, неполным, многодетным семьям, а также семьям с детьми-инвалидами оказывают службы семьи в таких формах, как разовые денежные выплаты, натуральная помощь и др. По данным на начало 1996 г., в Российской Федерации насчитывалось около тысячи учреждений социального обслуживания семьи различных типов.
За последние годы в стране увеличилась сеть социальных учреждений помощи детям. В 1998 г. только в одной Ростовской области были открыты: областной социальный приют для детей и подростков на 30 мест в Октябрьском районе и три центра социальной помощи семье и детям с приютами в г. Азове, Аксайском и Орловском районах. Детские приюты и центры служат социальным убежищем для многих бедствующих детей, бездомных сирот.
Система социального обеспечения занимает особое место среди общих технологий социальной работы. Она не только взаимосвязана с другими технологическими процедурами социономии, но и обеспечивает на практике их взаимодействие. Приоритетный характер социального обеспечения в технологии социальной работы определяется и тем, что оно является важнейшим условием реализации общегражданских прав россиян.
ЛИТЕРАТУРА
Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы. Вып.1./ Сб. Статей под ред. П.Я. Циткилова — Новочеркасск. — Ростов н/Д, 1998.
Лекции по технологии социальной работы. В 3-х частях./ Под. ред. Е.И. Холостовой 4.1. — М.: Социально-технологический институт, 1998.
Настольная книга специалиста: социальная работа с пожилыми. — М., 1995.