Реабилитация детей с нарушением социальных связей и отношений
Особую группу детей с проблемами составляют дети, утратившие социальные связи с семьёй и школой, оставшиеся без попечения, постоянного места жительства и средств к существованию, подвергшиеся физическому или психическому насилию.
Отчуждение происходит постепенно под влиянием всех дезадаптирующих факторов, среди которых главную роль играет нарушение прав ребёнка в психологическом, педагогическом и социальном аспекте: обстановка в семье и школьном сообществе, влияние асоциальных и криминогенных групп. Для детей, утративших связи с первичными социальными группами, характерна глубокая деформация и искажённые ценности нормативной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия (бродяжничество, наркомания, пьянство, вымогательство, воровство). Они, как правило, профессионально не ориентированы, негативно относятся к труду и имеют установку на паразитическое существование, противоправное поведение.
Терминология
Закон — норма общественных отношений, сформулированная в виде особого документа, принятая (утверждённая) государственными органами власти.
Право — 1) совокупность правил поведения, установленных государством; 2) закреплённая в документе возможность, законность требований, притязаний человека на какое-либо благо.
Правонарушение — посягательство на какую-либо охраняемую нормой права общественную ценность, за которое предусмотрена мера ответственности.
Преступление — общественно опасное и уголовно наказуемое действие.
Социальное сиротство — нарушенные отношения родителей к ребёнку: отсутствие внимания, заботы, любви, ласки; потеря связи родителей с ребёнком, равносильная их отсутствию.
Беспризорность — отсутствие у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни.
Перевоспитание — вид воспитания, цель которого установить отрицательные и развить положительные свойства личности, чтобы, опираясь на них, гармонично формировать личность в целом и главное — мотивы её деятельности.
Классификационные характеристики
По классификационным характеристикам технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений относятся к технологиям работы с детьми, имеющими проблемы.
Акценты целей
Главная цель этих технологий — сформировать новую социальную политику профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, включающую:
- безопасность, защиту ребёнка от внешних угроз — жестокого обращения с ними родителей или родственников, эксплуатации со стороны взрослых криминальных элементов и т.д.;
- защиту законных прав и интересов ребёнка, связанных с его взаимоотношениями с родительской семьёй, усыновлением, установлением опеки, получением образования, овладением профессией и т.п.;
- психологическую и педагогическую поддержку, способствующую ликвидации кризисных состояний личности, помощь ребёнку в преодолении своих недостатков;
- диагностику деформации в личностном развитии и психофизическом состоянии ребёнка, чтобы разработать индивидуальную программу его социальной реабилитации;
- комплексность (междисциплинарность) и скоординированность воздействий на различных уровнях: культурно-воспитательном, социальном, медицинском, правовом;
- личностный подход, индивидуальную работу с ребёнком на основе имеющихся условий воспитания и уровня его физического, интеллектуального и психического развития;
- восстановление, коррекцию и развитие у ребёнка важнейших форм человеческой жизнедеятельности — таких, как игра, познание, труд, общение, для успешной ресоциализации ребёнка, ре-адаптации его в обществе;
- содействие возвращению в семью;
- возможность получить образование;
- заботу о дальнейшем трудоустройстве, благоустройстве, месте жительства;
- формирование активной субъектной позиции личности самого несовершеннолетнего.
- В настоящее время карательно-превентивная практика уступает место охранно -защитной концепции профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.
- Приоритет воспитательных и правоохранительных мер в работе с несовершеннолетними над мерами правового воздействия.
- Социальная дезадаптация — процесс обратимый; можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.
- Приоритет семьи (особенно в доподростковом периоде).
- Полифункциональность деятельности: здесь одновременно действуют врач, психолог, юрист, хозяйственник и другие специалисты.
- Педагогическая направленность деятельности: именно в педагогических результатах выражается итог работы по социальной реабилитации беспризорных детей и подростков.
- Оптимистическая гипотеза: нет плохих детей, есть неприемлемое поведение; в каждом ребёнке есть возможности для исправления.
- Педагогизация окружающей среды: формирование прогрессивного мышления.
- Забота о ребёнке как нравственный принцип:
- все дети — наши, нет социальному сиротству, беспризорности, преступности.
- Труд как органическая часть жизнедеятельности воспитанников спецучреждений.
Особенности технологии
Механизм социализации в уличной группе.
Огромную роль в воспитании социально неблагополучных детей играет улица — различные неформальные молодёжные группы:
дворовые тусовки:
группы культурно-досуговой ориентации: современной молодёжной музыки (КСП, «фанаты» какой-либо группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки и т.д.);
группы спортивной ориентации (военно-спортивные, поклонники культа силы — «силовики», «атлеты» и др., болелыцики-«фанаты» и т.п.);
группы технической направленности (рокеры-мотоциклисты, компьютерщики и т.д.);
группы альтернативного образа жизни: мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники гуру, восточных философий и т.д.), хиппи, пацифисты, системщики;
группы социальной инициативы: экологисты («зелёные»), охраны памятников, политически направленные и др.
Среди наиболее важных причин, побуждающих молодых людей уходить в неформалы, — потребность в друзьях, в чём-то необычном, а также конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против формализма и вранья. Ребята вырастают, стремятся выбраться из-под опеки семьи и попадают в объятия улицы, принимая её иллюзорный демократизм за раскрепощённость и свободу, о которых они мечтают.
Выходя за пределы очерченной взрослыми детской площадки, от несвободы семьи и школы, ребёнок попадает в несвободу неформальной организации, примыкая к уже сложившейся группе (по территориальному признаку). Эта несвобода от окружения — одна из характерных особенностей современного детского социума.
Другая особенность — беспредметность общения. «Предмет», вокруг которого объединяются подростки, выполняет практически тотемическую функцию. Рок-музыка, футбол, мода — всё это лишь повод для принятого в этой сфере типа общения. Специалисты отмечают, что футбольные фанаты обычно не разбираются в азах футбола, а рокеры, хотя и различают солистов и группы, как правило, музыкально безграмотны.
Однако гораздо важнее предмета общения оказываются атрибутика и символика. Они выполняют роль наглядно-чувственной картины ритуала, который организует группа вокруг того или иного занятия.
И третья особенность уличных неформальных групп — часто нездоровые нравственные начала, антисоциальная направленность.
Примитивная тусовочная группа напоминает по своей структуре группу животных.
Главарь — пользуется правом присваивать любые блага и проявляет безнаказанную агрессивность. Его отличает физическая сила, властность, смелость, свирепость, способность к интриганству (хитрость). Второе лицо в группе — авторитет, единственный, кому позволяется давать советы вожаку. Он уступает главарю в смелости, решительности, но по уму часто превосходит. Главаря также окружают ведомые разных типов: приближённые, подхалимы, марионетки, забитые и т.д.
Психологические механизмы группового воздействия на личность: зрелищное (аудиовизуальное) общение; групповое давление; заражение; убеждение; приучение; референтные отношения; подражание.
Результат действия всех факторов на подростка — усвоение им неписаных правил.
Неписаные правила взаимодействия в примитивной группе:
- Правило унижения.
- Правило рангового соответствия (унижение лишь тех, кто ниже).
- Правило отпора: если не дашь отпор, то станешь объектом ещё больших унижений. Это и правило отбора: возможность подняться на ранг.
- Правило силы (сильный должен доказывать свою силу).
- Правило гонения: кто не может (не хочет) унижать, на того гонение.
- Правило «козла отпущения».
- Правило отвода агрессии от себя (демонстрируй солидарность с группой).
- Правило круговой поруки.
Модель «КДН — координационный центр социально-воспитательной работы в районе»
Её автор — Светлана Валентиновна Зуева — руководитель городского социального центра, кандидат педагогических наук, Ярославль.
Сложившаяся система жизнеустройства детей с нарушением социальных связей и отношений, обеспечения их реабилитации и социальной поддержки включает: органы социальной защиты, учреждения образования, учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы и учреждения культуры, физкультуры, спорта и туризма, а также различные общественные организации и фонды.
Однако в деятельности учреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитацией детей с нарушением социальных связей и отношений (безнадзорных и правонарушителей), часто отсутствует координация. Модель С.В. Зуевой позволяет ликвидировать этот недостаток, изменяя роль комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), которая рассматривается как головной орган во всей межведомственной сети социальных учреждений и служб, занимающихся детьми с проблемами.
Структура модели.
Комиссию возглавляет председатель — заместитель главы администрации местного органа власти. В её состав входят специалисты, имеющие высшее образование и/или профессиональный опыт работы с несовершеннолетними: инспектор по делам несовершеннолетних, представители органов образования, социальной защиты населения, здравоохранения, адвокатуры. На добровольной основе к работе комиссии привлекаются представители государственных и общественных организаций, средств массовой информации, церкви, желающие оказывать помощь в решении её задач.
Главные задачи и функции комиссий по делам несовершеннолетних:
- координировать ведомственные взаимодействия по организации единого социально-воспитательного и реабилитационного пространства, территории.
- оказывать помощь несовершеннолетним в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов;
- определять формы устройства (в том числе трудоустройства) несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
- рассматривать представления органов образования об исключении ребёнка из образовательного учреждения;
- контролировать условия, в которых содержатся и воспитываются несовершеннолетние;
- рассматривать дела о правонарушениях несовершеннолетних;
- рассматривать дела, касающиеся родителей, опекунов, попечителей, систематически не выполняющих свои функции;
- применять меры воздействия к несовершеннолетним, их родителям, опекунам, попечителям за совершённые правонарушения.
Комиссии могут применять к несовершеннолетним следующие меры воздействия:
- убеждать;
- предупреждать;
- предостерегать, объявить выговор или строгий выговор;
- требовать, чтобы несовершеннолетний возместил ущерб;
- налагать штрафные санкции;
- передать несовершеннолетнего под надзор родителей;
- передать несовершеннолетних на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам;
- направить в специальные лечебно-воспитательные учреждения;
- направить материалы в суд.
Решение о направлении несовершеннолетнего в закрытое учебное заведение комиссия представляет на утверждение суда.
В случае необходимости комиссия обращается в суд с иском для защиты интересов, восстановления нарушенных прав несовершеннолетних.