Реабилитация детей с нарушением социальных связей и отношений

Особую группу детей с проблемами составляют дети, утратившие социальные связи с семьёй и школой, оставшиеся без попечения, постоянного места жительства и средств к существованию, подвергшиеся физическому или психическому насилию.

Отчуждение происходит постепенно под влиянием всех дезадаптирующих факторов, среди которых главную роль играет нарушение прав ребёнка в психологическом, педагогическом и социальном аспекте: обстановка в семье и школьном сообществе, влияние асоциальных и криминогенных групп. Для детей, утративших связи с первичными социальными группами, характерна глубокая деформация и искажённые ценности нормативной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия (бродяжничество, наркомания, пьянство, вымогательство, воровство). Они, как правило, профессионально не ориентированы, негативно относятся к труду и имеют установку на паразитическое существование, противоправное поведение.

Терминология

Закон — норма общественных отношений, сформулированная в виде особого документа, принятая (утверждённая) государственными органами власти.

Право — 1) совокупность правил поведения, установленных государством; 2) закреплённая в документе возможность, законность требований, притязаний человека на какое-либо благо.

Правонарушение — посягательство на какую-либо охраняемую нормой права общественную ценность, за которое предусмотрена мера ответственности.

Преступление — общественно опасное и уголовно наказуемое действие.

Социальное сиротство — нарушенные отношения родителей к ребёнку: отсутствие внимания, заботы, любви, ласки; потеря связи родителей с ребёнком, равносильная их отсутствию.

Беспризорность — отсутствие у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни.

Перевоспитание — вид воспитания, цель которого установить отрицательные и развить положительные свойства личности, чтобы, опираясь на них, гармонично формировать личность в целом и главное — мотивы её деятельности.

Классификационные характеристики

По классификационным характеристикам технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений относятся к технологиям работы с детьми, имеющими проблемы.

Акценты целей

Главная цель этих технологий — сформировать новую социальную политику профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, включающую:

  • безопасность, защиту ребёнка от внешних угроз — жестокого обращения с ними родителей или родственников, эксплуатации со стороны взрослых криминальных элементов и т.д.;
  • защиту законных прав и интересов ребёнка, связанных с его взаимоотношениями с родительской семьёй, усыновлением, установлением опеки, получением образования, овладением профессией и т.п.;
  • психологическую и педагогическую поддержку, способствующую ликвидации кризисных состояний личности, помощь ребёнку в преодолении своих недостатков;
  • диагностику деформации в личностном развитии и психофизическом состоянии ребёнка, чтобы разработать индивидуальную программу его социальной реабилитации;
  • комплексность (междисциплинарность) и скоординированность воздействий на различных уровнях: культурно-воспитательном, социальном, медицинском, правовом;
  • личностный подход, индивидуальную работу с ребёнком на основе имеющихся условий воспитания и уровня его физического, интеллектуального и психического развития;
  • восстановление, коррекцию и развитие у ребёнка важнейших форм человеческой жизнедеятельности — таких, как игра, познание, труд, общение, для успешной ресоциализации ребёнка, ре-адаптации его в обществе;
  • содействие возвращению в семью;
  • возможность получить образование;
  • заботу о дальнейшем трудоустройстве, благоустройстве, месте жительства;
  • формирование активной субъектной позиции личности самого несовершеннолетнего.
  • В настоящее время карательно-превентивная практика уступает место охранно -защитной концепции профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.
  • Приоритет воспитательных и правоохранительных мер в работе с несовершеннолетними над мерами правового воздействия.
  • Социальная дезадаптация — процесс обратимый; можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.
  • Приоритет семьи (особенно в доподростковом периоде).
  • Полифункциональность деятельности: здесь одновременно действуют врач, психолог, юрист, хозяйственник и другие специалисты.
  • Педагогическая направленность деятельности: именно в педагогических результатах выражается итог работы по социальной реабилитации беспризорных детей и подростков.
  • Оптимистическая гипотеза: нет плохих детей, есть неприемлемое поведение; в каждом ребёнке есть возможности для исправления.
  • Педагогизация окружающей среды: формирование прогрессивного мышления.
  • Забота о ребёнке как нравственный принцип:
  • все дети — наши, нет социальному сиротству, беспризорности, преступности.
  • Труд как органическая часть жизнедеятельности воспитанников спецучреждений.

Особенности технологии

Механизм социализации в уличной группе.

Огромную роль в воспитании социально неблагополучных детей играет улица — различные неформальные молодёжные группы:

дворовые тусовки:

группы культурно-досуговой ориентации: современной молодёжной музыки (КСП, «фанаты» какой-либо группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки и т.д.);

группы спортивной ориентации (военно-спортивные, поклонники культа силы — «силовики», «атлеты» и др., болелыцики-«фанаты» и т.п.);

группы технической направленности (рокеры-мотоциклисты, компьютерщики и т.д.);

группы альтернативного образа жизни: мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники гуру, восточных философий и т.д.), хиппи, пацифисты, системщики;

группы социальной инициативы: экологисты («зелёные»), охраны памятников, политически направленные и др.

Среди наиболее важных причин, побуждающих молодых людей уходить в неформалы, — потребность в друзьях, в чём-то необычном, а также конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против формализма и вранья. Ребята вырастают, стремятся выбраться из-под опеки семьи и попадают в объятия улицы, принимая её иллюзорный демократизм за раскрепощённость и свободу, о которых они мечтают.

Выходя за пределы очерченной взрослыми детской площадки, от несвободы семьи и школы, ребёнок попадает в несвободу неформальной организации, примыкая к уже сложившейся группе (по территориальному признаку). Эта несвобода от окружения — одна из характерных особенностей современного детского социума.

Другая особенность — беспредметность общения. «Предмет», вокруг которого объединяются подростки, выполняет практически тотемическую функцию. Рок-музыка, футбол, мода — всё это лишь повод для принятого в этой сфере типа общения. Специалисты отмечают, что футбольные фанаты обычно не разбираются в азах футбола, а рокеры, хотя и различают солистов и группы, как правило, музыкально безграмотны.

Однако гораздо важнее предмета общения оказываются атрибутика и символика. Они выполняют роль наглядно-чувственной картины ритуала, который организует группа вокруг того или иного занятия.

И третья особенность уличных неформальных групп — часто нездоровые нравственные начала, антисоциальная направленность.

Примитивная тусовочная группа напоминает по своей структуре группу животных.

Главарь — пользуется правом присваивать любые блага и проявляет безнаказанную агрессивность. Его отличает физическая сила, властность, смелость, свирепость, способность к интриганству (хитрость). Второе лицо в группе — авторитет, единственный, кому позволяется давать советы вожаку. Он уступает главарю в смелости, решительности, но по уму часто превосходит. Главаря также окружают ведомые разных типов: приближённые, подхалимы, марионетки, забитые и т.д.

Психологические механизмы группового воздействия на личность: зрелищное (аудиовизуальное) общение; групповое давление; заражение; убеждение; приучение; референтные отношения; подражание.

Результат действия всех факторов на подростка — усвоение им неписаных правил.

Неписаные правила взаимодействия в примитивной группе:

  1. Правило унижения.
  2. Правило рангового соответствия (унижение лишь тех, кто ниже).
  3. Правило отпора: если не дашь отпор, то станешь объектом ещё больших унижений. Это и правило отбора: возможность подняться на ранг.
  4. Правило силы (сильный должен доказывать свою силу).
  5. Правило гонения: кто не может (не хочет) унижать, на того гонение.
  6. Правило «козла отпущения».
  7. Правило отвода агрессии от себя (демонстрируй солидарность с группой).
  8. Правило круговой поруки.

Модель «КДН — координационный центр социально-воспитательной работы в районе»

Её автор — Светлана Валентиновна Зуева — руководитель городского социального центра, кандидат педагогических наук, Ярославль.

Сложившаяся система жизнеустройства детей с нарушением социальных связей и отношений, обеспечения их реабилитации и социальной поддержки включает: органы социальной защиты, учреждения образования, учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы и учреждения культуры, физкультуры, спорта и туризма, а также различные общественные организации и фонды.

Однако в деятельности учреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитацией детей с нарушением социальных связей и отношений (безнадзорных и правонарушителей), часто отсутствует координация. Модель С.В. Зуевой позволяет ликвидировать этот недостаток, изменяя роль комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), которая рассматривается как головной орган во всей межведомственной сети социальных учреждений и служб, занимающихся детьми с проблемами.

Структура модели.

Комиссию возглавляет председатель — заместитель главы администрации местного органа власти. В её состав входят специалисты, имеющие высшее образование и/или профессиональный опыт работы с несовершеннолетними: инспектор по делам несовершеннолетних, представители органов образования, социальной защиты населения, здравоохранения, адвокатуры. На добровольной основе к работе комиссии привлекаются представители государственных и общественных организаций, средств массовой информации, церкви, желающие оказывать помощь в решении её задач.

Главные задачи и функции комиссий по делам несовершеннолетних:

  • координировать ведомственные взаимодействия по организации единого социально-воспитательного и реабилитационного пространства, территории.
  • оказывать помощь несовершеннолетним в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов;
  • определять формы устройства (в том числе трудоустройства) несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
  • рассматривать представления органов образования об исключении ребёнка из образовательного учреждения;
  • контролировать условия, в которых содержатся и воспитываются несовершеннолетние;
  • рассматривать дела о правонарушениях несовершеннолетних;
  • рассматривать дела, касающиеся родителей, опекунов, попечителей, систематически не выполняющих свои функции;
  • применять меры воздействия к несовершеннолетним, их родителям, опекунам, попечителям за совершённые правонарушения.

Комиссии могут применять к несовершеннолетним следующие меры воздействия:

  • убеждать;
  • предупреждать;
  • предостерегать, объявить выговор или строгий выговор;
  • требовать, чтобы несовершеннолетний возместил ущерб;
  • налагать штрафные санкции;
  • передать несовершеннолетнего под надзор родителей;
  • передать несовершеннолетних на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам;
  • направить в специальные лечебно-воспитательные учреждения;
  • направить материалы в суд.

Решение о направлении несовершеннолетнего в закрытое учебное заведение комиссия представляет на утверждение суда.

В случае необходимости комиссия обращается в суд с иском для защиты интересов, восстановления нарушенных прав несовершеннолетних.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *