Формирование функциональной системы мнемических способностей
Этапы развития операционных, регулирующих механизмов и, следовательно, этапы формирования ФСМС, а также характер запоминания связаны между собой определенным образом, что находит выражение в конкретном уровне функционирования мнемических способностей. Базируясь на приведенных выше теоретических соображениях и результатах экспериментов, положенных в основу диагностики и развития мнемических способностей, предлагается следующая уровневая схема их развития.
Первый уровень — этап додеятельностной памяти. На этом этапе ФСМС не сформирована. Запоминание совершается с опорой на функциональные механизмы, так как операционные механизмы еще не появились. Разумеется, говоря об отсутствии операционных механизмов в структуре мнемических способностей, нельзя утверждать, что отсутствует любая обработка материала. Осуществляется перцептивная обработка запоминаемого, но этот процесс нецеленаправленный, слаборегулируемый. На первом уровне развития мнемических способностей регулирующие механизмы еще не сформированы. Существует внешняя регуляция со стороны мотивационной сферы личности, что выражается в желании личности запомнить, в стремлении сосредоточиться, быть внимательным. Каким образом запоминает субъект, когда его мнемическис способности находятся на данном этапе развития? Феноменологически запоминание на первом уровне развития мнемических способностей близко к запечатлению и механическому запоминанию т.е. информация повторяется, циркулирует, персеверирует, но не обрабатывается, не трансформируется.
Сущность данного этапа развития мнемических способностей заключается в запоминании с опорой на функциональные механизмы.
Второй уровень развития мнемических способностей характеризуется рядом существенных особенностей, отличающих его от предыдущего уровня. Главная, определяющая качественно иную специфику этого уровня особенность — появление операционных механизмов в структуре памяти. Операционные механизмы мнемических способностей функционируют преимущественно на перцептивном уровне. В качестве этих механизмов выступают ассоциации, группировка, распределение по объему, по времени, в пространстве, перекодирование, выделение опорного пункта по внешним признакам и другие способы обработки запоминаемого, а также.
С появлением операционных механизмов в структуре памяти принципиально меняется процесс запоминания. Субъект начинает ориентироваться в запоминаемом материале, причем ориентироваться целенаправленно, осмысленно. Разумеется, говорить о ФСМС еще рано, но отдельные ее компоненты (в первую очередь ориентировочные действия: категоризация и др.) уже сформировались; кроме того, также проявляется тенденция к формированию контролирующих действий. На этом уровне еще не сформированы регулирующие механизмы мнемических способностей и управление процессом запоминания ограничивается внешней регуляцией со стороны мотивации, но это уже не столь беспомощная регуляция, как на предыдущем уровне: субъект не только желает сосредоточиться на запоминании, но и в состоянии реализовать это желание. На втором уровне развития мнемических способностей возникают предпосылки для создания регулирующих механизмов, так как с развитием ориентировочных действий появляется база для подлинной регуляции. Однако это только предпосылки, только тенденция в направлении формирования регулирующих механизмов, ибо запоминание осуществляется с заметной долей участия функциональных механизмов.
Каким образом протекает процесс запоминания на втором уровне? По существу субъект запоминает информацию в том виде, в каком она представлена, т.е. материал еще не обрабатывается, не анализируется, а фиксируется преимущественно посредством восприятия. Главная особенность данного уровня развития мнемических способностей — по явление операционных механизмов.
Третий уровень развития мнемических способностей — этап, на котором можно процесс запоминания рассматривать как деятельность, так как сформированы все компоненты ФСМС, операционные механизмы представляют собой системы действий: ориентировочных, программирующих, контролирующих, корректирующих, принятия решения и оценки, антиципирующих. Это создает основу для возникновения и развития регулирующих механизмов, поскольку внутренний контроль формируется как результат взаимодействия функциональных и операционных механизмов. Операционные механизмы способны функционировать на всех уровнях восприятия, представления, памяти, мышления и воображения. На третьем уровне субъект овладевает всеми способами обработки запоминаемого. Таким образом, сущность развития мнемических способностей на третьем уровне заключается в появлении внутреннего контроля процесса запоминания благодаря формирующейся системе функциональных и операционных механизмов.
Четвертый уровень развития мнемических способностей характеризуется завершением формирования ФСМС. При этом операционные механизмы представляют собой развитые системы действий. Субъект умеет обрабатывать материал на любом уровне анализа запоминаемого, прячем при доминировании мыслительной обработки. На этом этапе наиболее заметна интегрирующая роль мышления. Но доминирующая регуляция запоминания «сверху» не исключает интеграции уровней запоминания «снизу». Мы считаем, что на этом, высшем, уровне развития ФСМС повышение эффективности системы функциональных и операционных механизмов объясняется двунаправленной интеграцией нижележащих уровней. На предыдущих этапах субъект в гораздо большей степени зависит от объекта, от запоминаемого материала. На первом этапе субъект не оперирует образом запоминаемого, он оперирует объектом. На втором этапе появляется возможность оперировать образом, но совершаемые действия направлены на то, чтобы запомнить материал таким, какой он есть. На третьем этапе субъект способен структурировать, группировать, до страивать и т.д. запоминаемое, т.е. манипулировать содержанием материала с целью запоминания. В данном случае запоминание осуществляется на том уровне, который более развит, мышление может не иметь доминирующего значения. На высшем уровне развития мнемических способностей субъект использует все имеющиеся у него способы обработки запоминаемого при регулирующем воздействии мышления. Этот этап характеризуется появлением регулирующего механизма мнемических способностей, выражающегося в том, что контролирующие, программирующие действия уже не представлены так выпукло, как на предыдущем этапе. Контроль процесса запоминания неразрывно связан с самим процессом запоминания. Развитие системы функциональных и операционных механизмов находится в прямой зависимости от степени интегрировзнности познавательных способностей. В свою очередь эффективность регулирующих механизмов мнемических способностей является функцией этой системы.
Движущие силы развития мнемических способностей связаны с противоречиями между требованиями деятельности и жизнедеятельности и невозможностью выполнить эти требования при наличном уровне мнемических способностей. Противоречия разрешаются посредством деятельности и рождаются благодаря деятельности.