Критерии нравственности, в соответствии с которыми производится оценка деятельности социального работника
Под критерием нравственности понимается совокупность представлений о добре и зле, справедливости как содержании моральных требований к профессиональному поведению и действиям.
Основные критерии нравственности, в соответствии с которыми производится оценка деятельности социального работника следующие:
- Содействие общественному прогрессу. Социальный работник обязан содействовать самореализации своего клиента, повышению его личностного потенциала. Соответственно, повышение потенциала личности приведет к повышению потенциала всего общества, что и будет способствовать социальному прогрессу.
- Формирование высоконравственной личности как самого социального работника в качестве специалиста, так и его клиента.
- Социальная целесообразность. Социальная работа в целом и деятельность каждого отдельного социального работника или службы руководствуется критерием социальной целесообразности, основанным на потребностях и возможностях общества. Именно общество определяет, какие категории граждан и на каких условиях становятся клиентами социальных служб, какого рода услуги им могут быть предложены.
- Сотрудничество участников процесса. Нравственной можно считать только такую деятельность социального работника, которая приводит к активному сотрудничеству участников процесса (коллег, клиента, его близких), что, в свою очередь, влияет положительно на результаты взаимодействия, повышает авторитет как социального работника и социальной работы в целом, так и клиента.
- Обеспечение всестороннего положительного влияния на участников процесса — клиента, коллег, общества в целом.
Критерии моральности социальной работы позволяют различить узкопрофессиональные нормы, выражающие интересы социальных работников как представителей профессии, и нравственные нормы, представляющие ценность и интерес для всего общества.