Социальная работа: идея социального действия
Социальная работа как практическая деятельность направлена на оказание помощи людям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, то есть людям с социальными проблемами. Сама социальная проблема может быть определена как «сложная ситуация, несовместимая с ценностями, принимаемыми значительным числом людей, которые, в свою очередь, считают, что необходимы действия, направленные на изменение ситуации» (Рубингтон и Вейнберг, 1971, с.6). Это традиционное определение можно найти во многих источниках по истории и практике социальной работы (Ричмонд, 1922; Де Швейниц, 1924; Лоури, 1937; Гартлауд, 1940, Вилснак, 1946; Боэм, 1958; Холлис, 1962; Перлман, 1965). Однако такое определение социальной работы, ограниченное социальной проблемой, носит слишком узкий характер, поскольку не включает в себя превентивную социальную работу с личностью, группой или общиной, социальную профилактику, а также социальную работу на уровне анализа, моделирования социальных процессов, администрирования, социальной политики, то есть социальную работу на мезо- и макроуровнях.
В 60-е годы XX века появился новый подход к пониманию
социальной работы как непосредственной практики. Все большее число исследователей стало понимать социальную работу как двустороннюю связь в интеракциях социального работника и клиента. Это привело к постепенному стиранию стереотипа клиента как объекта действия. Все большее число социальных работников стало понимать свою деятельность как двустороннюю связь при взаимодействии с клиентом, как с равноправным участником процесса изменений.
Определение социальной работы, данное Гиттерманом и Гермейном (1976, с. 602-603) более или менее четко отражает эти новые подходы. Согласно этим авторам, «социальные работники концентрируют свое внимание на жизненных проблемах, которые могут быть трех видов:
1) проблемы и потребности, которые ассоциируются с задачами переходных жизненных периодов,
2) проблемы и потребности, которые ассоциируются с задачами в использовании и оказании влияния на отдельные элементы социальной и природной среды и
3) проблемы и потребности, которые ассоциируются с межличностными преградами в нормальном функпионировании семьи или группы при решении проблем переходного периода или связанных с социальным окружением».
Это определение получило дальнейшее развитие в их трудах по теории социальной работы. Особое значение для распространения новых идей имела работа «Жизненная модель практики социальной работы» (1980) в связи с тем, что в 80-х годах во многих западных странах стала обретать важное значение в социальной практике психосоциальная работа, как особое поле деятельности социальных работников. В разработке этой концепции приняли участие такие авторы, как Хессле, 1982; Леннер-Аксельссон и Тилефорс, 1982; Бернлер и Джонсон, 1988. Выделение психосоциальной работы в особое направление стало необходимым для того, чтобы разграничить социальную работу и психотерапию, которая стала к этому времени общепризнанной профессиональной методологией терапии личностных проблем на психомедицинском уровне. Психосоциальная работа направлена на работу с индивидом, группой или семьей, и отличается от других видов социальной работы, таких как социальное планирование и социальное администрирование, а также работа в общине и решение проблем социального развития на местном уровне (Сведнер, 1983; Бернлер и Юнссон, 1992).