Методологические предпосылки институализации социальной работы в Европе и Америке
Как известно, XVIII для многих западных стран ознаменовался сильным влиянием идей просвещения, исходивших из Франции. Эти идеи коснулись и призрения бедных. В законодательстве разных стран появляется указание на то, что общество ответственно не только за нуждающихся в призрении (вдов, старцев, больных и физ.неполноценных людей), но также за трудоспособных безработных. В Англии в этот период вводится пособие по бедности, а в 1834г. появилось специальное законодательство со строгим регулированием оказания помощи бедным.
В Швеции в сер. XVIII в. в формах презрения бедных стали различаться два направления: призрение больных и помощь бедным. С 1862г. церковный закон вменил в обязанность каждому церковному приходу в Швеции учредить больницы и дома для бедных, а в 1862г. муниципальные реформы отделили призрение бедных от церкви и оно становится муниципальным объектом. В этот период четко проводилась граница между возможностью бедных зарабатывать на жизнь и желанием делать это. Только тот, кто документально подтверждал желание зарабатывать на жизнь, пользовался поддержкой общества.
В н.XiX в. во многих странах Европы возникают: специальные гос.формы помощи осужденным и освободившимся из мест заключения; специальные системы ухода за больными; специальная помощь слепым и глухим; обязательное государственно-муниципальное обучение населения; частное и муниципальное посредничество по обеспечению работой; профсоюзная касса помощи для больных, безработных и т.д.
Параллельно с гос.системой призрения бедных формировалась система благотворительных учреждений, направленных на оказание в первую очередь индивидуальной помощи клиентам. Так в 1866 г. в Стокгольме создается организация «открытой благотворительности» – Общественный Союз покровительства. В 1869 г. в Лондоне основывается Благотворительное общество для координации оказываемой помощи (составляется центральный каталог ходатайствующих о помощи; обращающихся за помощью связывали с организациями, которые могли им ее оказать). Подобные организации создаются в других странах мира.
Научно-теоретическое осмысление форм помощи нуждающимся с самого начала группировалось по разным уровням практики социальной работы, в частности, на уровне индивида, группы и семьи, организации, общины и общества. Особую роль в развитии теории социальной работы на Западе при исследовании практики социальной работы на уровне индивида оказали теории 3. Фрейда, Б.Ф.Скиннера и Ж.Пиаже.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) – родоначальник теории психоанализа, анализирует механизмы функционирования социальных институтов, рассматривает основные стимулы человеческой деятельности.
Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – представитель бихевиоризма – рассматривает проблемы управления поведением людей. По его мнению, важно учитывать три фактора: событие, которое вызывает определенную реакцию человека; саму эту реакцию; последствия.
Жан Пиаж (1896-1960) – основной упор делает на проблемы, связанные с социализацией ребенка, считая ее главным фактором интеллектуального развития индивида.
Группа как специальный феномен также привлекает внимание специалистов из разных сфер социального знания.
Курт Левин (1890-1947) был одним из первых, кто начал специально исследовать малые группы (внутри групповые отношения, психологический климат в группе, роль лидера-организатора, механизма и способы разрешения конфликтов).
Джордж Хауманс (1910-1989) – дал объяснение многих представлений о групповом влиянии, о кантактах клиента с группой.
Алвин Зандер (р. 1913) – разрабатывает проблемы, связанные с групповой динамикой. Он придает особое значение влиянию «группового феномена» на индивидуальную жизнь личности и деятельность различных организаций. А Зандер отмечая, что работа в Т-группах (тренинговых группах) развивает способности личности и работе в группе на рабочем месте. Позднее групповая динамика становится одной из методик терапевтической помощи, которая интенсивно развивается в конце ХХ в.
Относительно недавно в социальной работе была признана важность организационного уровня в работе. Большой вклад в развитие подготовки специалистов в области управления, менеджмента, организации социальных служб внесли:
Мари Паркер Фоллетт (1868-1933) – занималась научным исследованием менеджмента; вопросов, связанных с научной организацией рабочего места.
Филипп Селзник (р.1919) выступает с концепцией организационного управления и развития, в основе которой лежит принцип кооперации и сотрудничества. Социальные работники, являющиеся администраторами в социальных службах, активно используют эту книгу в своей деятельности.
Роберт Мертон (р.1910) первым стал изучать негативные проявления бюрократии как института власти; рассматривает противоречия, возникающие между «желаемым» и «законным» у людей, находящихся на различных социальных ступенях.
Эдвин Гофман (1922-1982) – высказывает идеи о том, что все в мире играют, что мы все постоянно «представляем себя другим, а они нам – себя. Ролевая игра вошла в лексикон социальных работников. Он рассматривает проблемы гомосексуализма и лесбиянства, что является актуальным для социальных работников, клиентами которых являются представители этих групп риска.
Важную роль в развитию социальной работы во всем мире сыграли четыре женщины, представляющие два основных направления социальной работы:
1. Психосоциальную, или «клиническую» социальную работы, как ее называли раньше.
2.Структурную социальную работу, или работу, ориентированную на социальное окружение клиента.
Дасозефин Шо Лоуэлл (1843-1905) – была членом благотворительной организации в Нью-Йорке. Она считала, что причины бедности кроются в характере самих бедных людей. Много сил отдала административной работе, изучала положение женщин, принимала участие в женском движении, движении «сеттельмента», которое она подробно описала.
Справка:
Сеттельменты – так со времен колонизации наказывались цивилизованные европейские кварталы в городах стран Востока. Началось это движение в Англии в 1884г., где Самуэл Барнетт основал сеттельмент Тойнби-Холл. Сторонники этого движения, часто богатые, селились в беднейших трущобах Лондона – и были проводниками образования, культуры и социальной реформы.
С их помощью появились законы о детском труде, об общественном здоровье, о детских садах, о службах нянь, музыкальных занятиях для бедных, вечернего образования, курсы по озеленению, разбивка парков и игровых площадок. Многие программы, которые сегодня финансируются правительством, начались в сеттльментах.
Социальная работа проводилась по образцу сеттльмента.
Оказываемая помощь мигрантам.
Джейн Адамс (1860-1935) – скептически относилась к благотворительности, участвовала в движении «сеттельмента», за что в 1931 г. получила Нобелевскую премию.
Берта Рейнолдс (1883-1978) – свою социальную работу начала в детском приюте в Бостоне, где было много цветных детей. Она увлеклась марксизмом, подвергла сомнению существующую экономическую структуру общества. Она считала, что социальный работник – это своего рода инструмент для социального контроля, он должен сохранять статус-кво. Она профессионально занималась психоанализом, в своей деятельности пыталась объединить теорию с практикой, считая, что необходимо менять не личность, а общество.
Но самый большой вклад в развитие теории и практики социальной работы внесла Мери Ричмонд (1861-1928), которая занималась социальной работой с 1889г. первоначально в благотворительной организации в Балтиморе.
Мери Ричмонд – описала метод индивидуальной работы с нуждающимися. Ее подход формировался на основе медицинских методов + бихевиористической школы психологии + психоанализа З.Фрейда.
Одна из первых ее книг «Дружеский визит к беднякам»: руководство для работающих в благотворительных организациях». Основная мысль произведения: не только помощь нуждающимся, но и изменение отношения социального окружения, как правило, негативного.
В начале ХХ в. получает распространение идеология индивидуального подхода к нуждам клиентов. Принципы индивидуальной работы.
1. Причины неумения человека приспособиться к окружающей среде вызваны экономическими и социальными факторами.
2. Люди реагируют на социальные явления, используя личные ресурсы: биологические и интеллектуальные.
3. Люди, независимо от их социального статуса, имеют чувство собственного достоинства, они достойны уважения.
4. Для установления правильного диагноза необходимо исследовать различные стороны жизни клиента: социальные, экономические, семейные, интеллектуальные.
5. В процессе сбора и анализа фактов с клиентом должны быть установлены дружеские отношения.
6. После диагноза социальный работник формирует план лечения и знакомит с ним клиента. Доброта и дружелюбие – необходимое условие для выполнения целей.
В 1917 г. выходит ее книга «Социальные диагнозы» – теоретические и методические основы индивидуальной работы. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики (диагноз, лечение, клиент). В последствии данная модель социальной работы будет называться «как медицинская модель».
Согласно М.Ричмонд вмешательство со стороны социального работника может быть, как:
А) директивное лечение – доверительные отношения, активизация клиента. Основные методы: внушение, убеждение, дискуссии. А Характерные черты социального работника: искренность, честность, учтивость.
Б) Недирективное лечение – изучение влияния окружения клиента, изменение среды его обитания
В) Индивидуальная интервенция. Ее этапы:
— получение информации;
— диагноз;
— прогноз;
— лечение.
В 1921-30гг. – проникновение психологического знания в индивидуальные методы социальной работы (бихевиористская школа, школа Юнга,. Фрейда).
Бихевиористский подход.
Возник в 60-е годы. Это психологическая работа с клиентом.
Бихевиоризм – (от английского слова – поведение)- направление ( в начале 20 в.) в зак. психологии, предметом которого является поведение и закономерности его формирования. Под поведением понимаются чисто физиологические реакции на стимулы. При этом устраняются такие понятия, как сознание, мышление.
Бихевиоризм – родоначальник Э.Торндайк. На формирование его научных основ большое влияние оказали работы Бехтерева и Павлова.
А) У человека при рождении имеется относительно небольшое число врожденных схем поведения( дыхание, глотание и т.п.), над которыми наслаиваются более сложные процессы.
Б) Удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению – «закон эффекта»;
В) далее многократное выполнение, повторение одних и тех же реакций до автоматизма – «закон упражнений»;
Г) выработка всяких новых реакций продолжается до тех пор, пока одна из них не приведет к положительному эффекту – «принцип проб и ошибок».
Бихевиоризм был подвергнут критике сначала ГЕШТАЛЬПСИХОЛОГИЕЙ (немецкая форма, образ, облик, конфигурация) – направление в психологии основанное на принципах работы с целостной личностью. А затем в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Ж.Пиаже и др.) за устранение из психологии таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля и т.д., за игнорирование социальной природы психики человека, за примитивизацию вследствие этого поведения человека..
В социальной работе – были впервые применены социальные работники в образовании.
1. Исходной предпосылкой признания взаимовлияния поведения человека и событий, происходящих в его окружении, связи поступков с тем, что происходит до и после них, а также влияния на поведение непредвиденных обстоятельств.
2.Бихевиоризм ориентирует социальных работников на необходимость исходить из эмпирического исследования при выборе процедур диагностики и воздействия (т.е. поведенческие реакции имеют приоритет над внутрипсихическими процессами – мыслями, чувствами).
3. Согласно бихевиористскому подходу, люди стараются делать лучшее из того, что возможно в данный момент, в данных условиях если клиенты неохотно принимают попытки оказания им помощи, то вместо сетования на недостаточную мотивацию социальному работнику следует выяснить, как создать благоприятные условия, чтобы клиент оценил его деятельность. Усиление позитивных ожиданий увеличивает вероятность заинтересованного участия клиента в достижении положительного результата «закон эффекта».
4. Еще одна отличительная особенность бихевиористского подхода – внимание к закреплению желаемых изменений, внимание ко всем стадиям работы с клиентом, например, если в семье имеется больной шизофренией, то участие родственников на всех стадиях с большей вероятностью приведет к достижению и сохранению позитивных изменений – «закон упражнений» (о даунах!).
Психоанализ расширял представления о диагнозе и давал научный метод изучения не только личности, но и социальных отклонений. Также он позволил определить принципы взаимодействия социального работника и клиента.
-»Принципы ментальной гигиены» (впоследствии они лягут в основу этического кодекса социального работника»;
— симпатизировать клиенту;
— отдавать ему предпочтение;
— поощрять его;
— совместно с ним брать ясные планы действия.
Теоретическая деятельность М.Р. заложила основы диагностического подхода (дальнейшее развитие его в работах В.Робинсона, Дж.Тафта, Г.Хамильтона).
Другой подход в развитии теории и практики социальной работы представлен в направлении «функциональная школа социальной работы» (О.Ранк, Дж.Тафт).
Основные положения:
1) Необходима воля и готовность клиента к переменам – позитивные доминанты.
2) В центре внимания находится процесс , возникающий между социальным работником и клиентом, способствующий укреплению позитивных доминант.
3) В основе теоретических построений поставлен не диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента.
4) Основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. В этом случае между ними устанавливаются другие отношения: они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации.
Другим направлением индивидуальной работы с клиентом был Проблемно-ориентированный подход (Хелен Харрис). Его суть в следующем: практикующие социальные работники должны помочь клиенту осознать свои проблемы и облегчить реализацию действий по их решению. Работа протекает в духе сотрудничества. Их отношения оформляются в форме договора, понятного для клиента. Когда договор составлен, социальные работники стараются придерживаться оговоренных в нем условий и избежать ситуаций, при которых социальный работник пытается скрытно решать другие проблемы, не оговоренные в договоре;
— планирование задач для решения проблем;
— -»- процесса выполнения (план действий), понятных клиенту;
— выявляются потенциальные препятствия и меры преодоления;
— моделирование поведения клиента во время выполнения задач и репетиция (долевая методика), например, если задачей клиента является развитие умения высказываться, то социальный работник становится руководителем группы, а клиент может репетировать, что он скажет, если его вызовут;
— каждый этап работы, выполнение той или иной задачи оценивается социальным работником. От этих результатов зависит, что социальный работник будет делать дальше. (пересмотреть задание, заменить его, сформулировать заново саму проблему и т.д.);
— планируется количество и продолжительность консультаций (8-12 курсов за 3-4 месяца). Если клиент просит о дополнительном обслуживании, то определить их количество;
— разрабатывает модель взаимодействия социального работника и клиента;
— определяет этапы процесса помощи ( получение информации – диагноз- прогноз- лечение);
— классифицирует методы работы с клиентом (методы косвенного и непосредственного лечения);
— определяет принципы взаимодействия социального работника и клиента («принципы ментальной гигиены»).
Таким образом, становление социальной работы как научной теории происходило по четырем основным направлениям:
теория индивидуальной работы (психосоциальное лечение, функциональный подход, метод решения проблем, кризисно-ориентированные методы помощи, бихевиористские подходы и др);
теория общинной работы (теоретические подходы к проблемам работы в коммьюните);
теория социального администрирования и планирования.
Выбор формы и конкретных технологий социальной работы определяется в процессе практического осмысления нужд и проблем клиента. Схематически динамику понятия «клиент» в американской модели социальной работы можно проследить следующим образом: 1912 г – эмигрант, проблема нищеты, социально-культурной адаптации; 1929-1933 гг. – малоимущий, проблема бедности; 1946 г.- представитель среднего класса, проблематика – семья и дискомфорт в семейных отношениях; с 1987 – клиент – любой субъект, имеющий проблемы. Таким образом, типология клиента связана со спецификой запроса субъекта и видом помощи, которая оказывается социальным работником.
Субъектами социальной работы, наряду с государством выступают и иные социальные институты, общественные формирования и благотворительные организации, общепрофильные и специализированные социальные службы.
Социальная работа как профессиональная деятельность в России
Осуществление радикальных реформ в экономике и политической жизни, социальной и культурной практике во всем мире показывает, что ни одно государство сегодня не может обойтись без специалистов в области социальной работы. Социальные работники помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане. Они не только смягчают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.
Хотя изучение зарубежного опыта социальной работы внесло и продолжает вносить большой вклад в теорию и практику социальной работы в нашей стране, современное российское общество не может принять целиком и попытаться воспроизвести в отечественных условиях ни одну из моделей организации социальной работы, эффективно действующих в других странах. В России формируется свой специфический механизм поддержки населения, который определяется многими факторами: экономического развития страны в целом и отдельных ее регионов, усилением социальной дифференциации, переходом от одного типа общественного устройства к другому.
Для российской истории характерны причудливое сплетение традиций:
— общинное самоуправление – крайние формы крепостничества;
— самодержавное правление – извечная тяга к воле;
— последовательная централизация – существование казачьей и беглой вольницы;
-религиозность – свободомыслие.
Долгие годы в народном сознании были широко распространены иллюзорные идеи о действенности защиты интересов народа в действиях «благородных разбойников», «критически мыслящих личностей», готовых бороться с тиранами тираническими методами (Желябов, Перовская, Бакулин, Лавров и др. народники).
С другой стороны, достаточно сильна и длительна была традиция упования на благодетельное вмешательство царя-батюшки, доброго барина, на милосердие и благотворительность. Народничество, славянофильство, западничество, коммунизм – эти социальные идеи и вытекающая из них практическая деятельность, зародившись в XIX в, во многом определили судьбу России в ХХ в. В отечественной науке этими проблемами занимались Г.Плеханов, В.Ленин, П.Сорокин, Н.Бердяев и др.
Истоки социальной работы восходят к благотворительности, существовавшей на всех этапах развития общества. Историки находят корни добродетельного отношения к ближнему еще в обычаях восточнославянских племен. С.М. Соловьев отмечал, что в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних», слабых и «цветных» сородичей, истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соотечественникам, а также к пленным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей». Они привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством.
В Х в. возник и долго существовал институт нищелюбия, который отождествлялся с человеколюбием. Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему. По Церковному уставу 996г на помощь бедным, строительство и содержание церквей, монастырей, больниц и т.д. была определена «десятина».
При Иоанне Грозном в 1551 г. в Постановлении Стоглавого Собора попечение о бедных признается делом общества. Уже в этот период возникает необходимость выделения «адресной» помощи нуждающимся (что сегодня составляет один из основных принципов социальной работы).
Так, прокаженные и престарелые должны были быть устроены в богодельни, здравые должны питаться по дворам. Именно в этот период благотворительность в России из общественного феномена стала переходить в объект государственного призрения.
Общественное призрение оформилось в некоторую систему при Петре 1, который подробно останавливался на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды, и определить помощь в соответствии с этой нуждой; указывая на предупреждение нищеты как лучшего способа борьбы с ней; выделял из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и др. категории; принимал меры по урегулированию частной благотворительности, создавал органы призрения.
В начале XVIII. Петр 1 расширяет так называемое закрытое призрение для новых категорий населения в России: незаконнорожденных (зазорных) младенцев, раненых и увечных офицеров, урядников, солдат, матросов, душевнобольных и «дураков». Появились новые типы заведений «гошпитали» для сирот, инвалидные дома, поселки для пленных. Начали развиваться и формы «открытого призрения»: пенсии, кормовые деньги, обеспечение землей и промыслами. Главное начинание реформатора заключалось в ограничении роли церкви в социальной политике и устройстве призрения на новых началах с передачей заботы о бедных и немощных государственным структурам (городским и губернским магистратам, финансовому ведомству, старостам и сотским).
Лишь в сер. XVIII в. при Екатерине II складываются условия для реорганизации всей социальной благотворительности. В этот период создаются специализированные учреждения для воспитания и образования детей; воспитательные домики в Москве и Петербурге для подкидышей, незаконнорожденных, госпитали для бедных рожениц с анонимным отделением, где можно было рожать в масках, ссудные и вдовьи кассы и т.д. Екатерина издала несколько указов, облегчивших участь арестантов и каторжников, отменила смертную казнь.
Губернская реформа 1775 г. породила совершенно новые для России учреждения: губернские приказы общественного призрения, сиротские ссуды, дворянские опеки. В 33 губерниях появились приказы, в чье ведение были переданы все медицинские и благотворительные учреждения, все категории населения, нуждающиеся в призрении и пенсионном обеспечении.
В сер. XIX в. земская (1864) и городская (1880) реформы возложили основную тяжесть социальной помощи нуждающимся на городское и земское общественное самоуправление (призрение бедных, прекращение нищенства, устройство и заведывание благотворительными и лечебными заведениями, участие в мероприятиях по охране народного здоровья, попечение об устройстве больниц, библиотек, музеев, театров и т.д.).
В к. XIX – н. ХХ в. все отчетливее проявляется потребность в систематическом изучении различных форм помощи нуждающимся. Так, в 1909г создается Союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению . Его главная задача – объединение всех организаций общественного и частного призрения на местах и во всей России с целью оказания методической помощи, разработке примерных уставов, форм оказания помощи нуждающимся и т.д.
В разных секциях 1 съезда Союза рассматривались различные вопросы: кто должен брать на себя обязанность призрения нуждающихся, кого следует призревать, каковы источники покрытия расходов по общественному призрению, как упорядочить деятельность частных благотворительных организаций, кто и как должен заниматься обучением детей в приютах и т.д.
В 1917-1918гг в России было принято специальное «Постановление об упразднении благотворительных учреждений и обществ помощи инвалидам и о передаче их дел и денежных сумм исполнительному комитету увечных воинов». Новое правительство России основной акцент делало на государственную помощь в форме социального обеспечения и социального страхования.
Социальная работа как профессиональная деятельность в России начинает складываться в начале 90-х гг. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений подтолкнул:
1) экономический кризис и те социальные проблемы, которые возникли обществе в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства;
2) в обществе появились тенденции, ранее не характерные для него: безработица, вынужденная миграция, профессиональное нищенство, увеличение криминогенной обстановки, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака.
Стихийные процессы выдвинули задачи защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения в современном обществе. Такими приоритетными группами в обществе, нуждающимися в первоочередной всесторонней поддержке, являются: дети, семьи, пенсионеры, инвалиды, беженцы, малоимущие, военнослужащие, уволенные в запас.
Начало развития системы социальной защиты населения было положено в 1990г., когда был сформирован Комитет по делам семьи и демографической политике при Совете Министров СССР. В 1991г. выходит ряд правительственных документов, которые оформляют правовую и нормативную базу социальной помощи в России. Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 23.04.91 и Постановление Совета Министров от 31.05.91 «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье в РСФСР» официально узаконили новую профессию «специалист по социальной работе» и определили сферу ее применения.
Появляются группы понятий, отображающие наличие разных форм и видов реципрокного поведения: социальная помощь, социальная поддержка, социальное обеспечение. Они группируются вокруг базовой категории «социальная защита». Семантический пласт этих понятий связан с дефиницией «помощь»: гуманитарная помощь, материальная помощь, экстремальная помощь, протезно-ортопедическая помощь и т.д.
Необходимо заместить, что в России и до 80-х гг. нашего столетия существовали отдельные формы и направления социальной работы (в западном понимании): патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения, муниципальная педагогика, функционировали и различные общественные организации и ассоциации (Общество Красного Креста РСФСР, профсоюзы, ВОИ, ВОС, ВОГ, Российский Фонд милосердия, например). Преимущественно развивались, так называемая «структурная социальная работа», ориентированная на оптимизацию деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту и поддержку разным социальным группам нуждающихся, повышение эффективности социальной политики в целом. Но отсутствовала целостная многоуровневая система социальной работы.
Сегодня мы наблюдаем формирование отечественной научной парадигмы социальной работы, которая оформляется под влиянием концепции американской научной школы социальной работы и на основе отечественного исторического опыта помощи и защиты.