Понятие социализации. Специфика социализации в подростковом возрасте
Термин “социализация” пришел в социальную педагогику и психологию из политэкономии. Первоначально его значение было – “обобществление земли, средств производства, орудий труда”.
В середине 20 века социализация стала самостоятельной областью междисциплинарного исследования: социальной типологии, социологии, политологии, философии образования, социальной педагогики.
В начале под социализацией понималось развитие человека в детстве, отрочестве, юности. Сегодня считают это определение ограниченным и придерживаются мнения, что социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой.
Рассмотрим 2 основных подхода в определении сущности социализации (в зависимости от роли самого человека в этом процессе):
1). Субъект — объективный (пассивная роль).
2). Субъект — субъективный (активная роль).
При пассивной позиции человека социализация рассматривается как адаптация человека к обществу, т.е. человек является объектом воздействия для общества.
При активной позиции человек не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства.
Итак, социализация — это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения воспроизводства. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, которому он принадлежит.
Принято выделять следующие возрастные этапы процесса социализаци:
1.Младенчество до 1 года;
2.Младший дошкольный 1-3 года;
3.Дошкольный до 6 лет;
4.Младший школьный 6-10 лет;
5.Подростковый 10-14 лет;
6.Ранняя юность 15-17 лет;
7.Юношеский 18-23 года;
8.Молодость 23-33 года;
9.Зрелость 34-50 лет;
10.Пожилой возраст 50-65;
11.Старческий 65-80 лет.
Но школьный и подростковый возраст являются важнейшими возрастными этапами социализации.
Рассмотрим, как проходит процесс социализации непосредственно на данном этапе.
Особенность подросткового возраста состоит в том, что в этот период в человеке закладываются такие функциональные качества, которые затем транслируются в его будущую жизнь. Их проекцию на жизненном пути можно проследить.
Конечно, изменения в мировосприятии и мироощущении человека проходят всю жизнь. В этом основа возможности перевоспитания. Но все же именно в детско-юношеском возрасте человек своей генетической природой открыт социальным влиянием, активно и в короткие сроки меняется. В зрелом возрасте изменения поступают значительно медленнее, требуют более интенсивных и разнообразных, а главное, более продолжительных и разнообразных воздействий.
Итак, внутри возраста несовершеннолетия имеются периоды, которые также несут в себе немало психологических особенностей, влияющих на поведение. Эти внутривозрастные особенности значительны: 16-летний подросток может отличаться от 14-летнего больше, чем 25-летний мужчина от 40-летнего.
К 10-12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу “что такое хорошо и что такое плохо”.
Эти суждения складываются под влиянием родителей, детской литературы, кино и видеофильмов и значимых для подростка бытовых (житейских) ситуаций, действующим или пассивным участником и свидетелем которых он постоянно бывает, в которые он включен. К 14-16 годам на основе суждений у подростка возникают убеждения. Он убежден в том, что хорошо и что для него или окружающих плохо. Откуда возникают убеждения? Можно сказать, от несчитанной статистики, отложившийся у него в подсознании (и сознании, конечно). Чего больше было в его восприятии мира – хорошего или плохого, конфликтных или разрешавшихся согласием ситуаций. Важна и личностная значимость ситуации. Впечатления оттого, что бьют женщину, ужасно. Но оно многократно страшнее, когда отец бьет мать. Убеждения – это уже позиция. Подросток спорит, другими способами выражает и отстаивает свою точку зрения, у него в зависимости от собственных представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в соответствии с которыми складывается круг друзей, стиль поведения, внешний облик.
Лишь к 18-20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком случае, на это надо гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем более суждений.
Социализация личности происходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих то или иное влияние на него и требующих от него определенного поведения и определенной активности. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации. Условия и факторы социализации в обобщенном виде можно объединить в четыре группы:
1.Макросреда — космос, планета, страна, общество, государство.
2.Мезосреда- регион, определяющий социально-демографические, культурно-этнические особенности населения.
3.Микросреда — семья, микрорайон, микрогруппа.
Микрофакторы влияют на развитие человека через агентов социализации т.е. лиц в непосредственном взаимодействии с которым протекает его жизнь.
На различных возрастных этапах агенты социализации меняются.
В детстве: родители, родственники.
В молодости: супруг(а), коллеги по работа, друзья, одногруппники.
В зрелом возрасте: дети, соседи, коллеги по работе, старшее поколение.
4.Воспитание, т.е. направленное влияние семье и школы.
Таким образом, процесс социализации подростков имеет свою возрастную специфику и определен системой факторов объективного и субъективного характера.