Понятие социализации. Специфика социализации в подростковом возрасте

Термин “социализация” пришел в социальную педагогику и психологию из политэкономии. Первоначально его значение было – “обобществление земли, средств производства, орудий труда”.

В середине 20 века социализация стала самостоятельной областью междисциплинарного исследования: социальной типологии, социологии, политологии, философии образования, социальной педагогики.

В начале под социализацией понималось развитие человека в детстве, отрочестве, юности. Сегодня считают это определение ограниченным и придерживаются мнения, что социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой.

Рассмотрим 2 основных подхода в определении сущности социализации (в зависимости от роли самого человека в этом процессе):

1). Субъект — объективный (пассивная роль).

2). Субъект — субъективный (активная роль).

При пассивной позиции человека социализация рассматривается как адаптация человека к обществу, т.е. человек является объектом воздействия для общества.

При активной позиции человек не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства.

Итак, социализация — это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения воспроизводства. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, которому он принадлежит.

Принято выделять следующие возрастные этапы процесса социализаци:

1.Младенчество до 1 года;

2.Младший дошкольный 1-3 года;

3.Дошкольный до 6 лет;

4.Младший школьный 6-10 лет;

5.Подростковый 10-14 лет;

6.Ранняя юность 15-17 лет;

7.Юношеский 18-23 года;

8.Молодость 23-33 года;

9.Зрелость 34-50 лет;

10.Пожилой возраст 50-65;

11.Старческий 65-80 лет.

Но школьный и подростковый возраст являются важнейшими возрастными этапами социализации.

Рассмотрим, как проходит процесс социализации непосредственно на данном этапе.

Особенность подросткового возраста состоит в том, что в этот период в человеке закладываются такие функциональные качества, которые затем транслируются в его будущую жизнь. Их проекцию на жизненном пути можно проследить.

Конечно, изменения в мировосприятии и мироощущении человека проходят всю жизнь. В этом основа возможности перевоспитания. Но все же именно в детско-юношеском возрасте человек своей генетической природой открыт социальным влиянием, активно и в короткие сроки меняется. В зрелом возрасте изменения поступают значительно медленнее, требуют более интенсивных и разнообразных, а главное, более продолжительных и разнообразных воздействий.

Итак, внутри возраста несовершеннолетия имеются периоды, которые также несут в себе немало психологических особенностей, влияющих на поведение. Эти внутривозрастные особенности значительны: 16-летний подросток может отличаться от 14-летнего больше, чем 25-летний мужчина от 40-летнего.

К 10-12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу “что такое хорошо и что такое плохо”.

Эти суждения складываются под влиянием родителей, детской литературы, кино и видеофильмов и значимых для подростка бытовых (житейских) ситуаций, действующим или пассивным участником и свидетелем которых он постоянно бывает, в которые он включен. К 14-16 годам на основе суждений у подростка возникают убеждения. Он убежден в том, что хорошо и что для него или окружающих плохо. Откуда возникают убеждения? Можно сказать, от несчитанной статистики, отложившийся у него в подсознании (и сознании, конечно). Чего больше было в его восприятии мира – хорошего или плохого, конфликтных или разрешавшихся согласием ситуаций. Важна и личностная значимость ситуации. Впечатления оттого, что бьют женщину, ужасно. Но оно многократно страшнее, когда отец бьет мать. Убеждения – это уже позиция. Подросток спорит, другими способами выражает и отстаивает свою точку зрения, у него в зависимости от собственных представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в соответствии с которыми складывается круг друзей, стиль поведения, внешний облик.

Лишь к 18-20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком случае, на это надо гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем более суждений.

Социализация личности происходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих то или иное влияние на него и требующих от него определенного поведения и определенной активности. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации. Условия и факторы социализации в обобщенном виде можно объединить в четыре группы:

1.Макросреда — космос, планета, страна, общество, государство.

2.Мезосреда- регион, определяющий социально-демографические, культурно-этнические особенности населения.

3.Микросреда — семья, микрорайон, микрогруппа.

Микрофакторы влияют на развитие человека через агентов социализации т.е. лиц в непосредственном взаимодействии с которым протекает его жизнь.

На различных возрастных этапах агенты социализации меняются.

В детстве: родители, родственники.

В молодости: супруг(а), коллеги по работа, друзья, одногруппники.

В зрелом возрасте: дети, соседи, коллеги по работе, старшее поколение.

4.Воспитание, т.е. направленное влияние семье и школы.

Таким образом, процесс социализации подростков имеет свою возрастную специфику и определен системой факторов объективного и субъективного характера.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *