Профессиональная культура и ценностные установки
Мировой опыт социальной работы показывает, что во всех странах при становлении профессии перед ее учредителями всегда вставал кардинальный вопрос:
В чем состоит изначальная цель социальной работы в данной конкретной стране и в данных конкретных условиях?
Чьи потребности — индивида или общества — должны стать определяющими в профессиональной деятельности социальных служб?
Отвечая на этот принципиальный вопрос, можно найти три альтернативных ответа:
1. Первоочередная задача профессиональной социальной работы состоит в том, чтобы удовлетворять потребности общества и разрешать «человеческие проблемы» в интересах общества, тем самым приспосабливая интересы или потребности индивида к интересам общества в целом.
2. Первоочередная задача профессиональной социальной работы состоит в удовлетворении потребностей индивида, а интересы общества приводить в соответствие с потребностями индивида.
3. Первоочередная задача профессии состоит в удовлетворении потребностей в равной степени как индивида, так и общества. То есть диалектическая безальтернативная задача двуединства.
Первый вариант предполагает, что основная задача социальной работы сводится к контролирующим социальным функциям, к действиям по отношению к людям от имени общества. Действительно, социальная работа, например, в исправительных учреждениях, должна выполнять определенные контролирующие функции. Сочетание контрольных функций с профессиональной системой ценностей, основанной на уважении и защите достоинства каждой личности, как нельзя лучше отвечает интересам общества и самого индивида, преступившего закон. Однако, если социальная работа будет целиком и полностью подчинена интересам общества, то она попросту превратится в еще один дополнительный орган социального контроля и, в конечном счете, вступит в конфликт со своими собственными ценностными установками и деградирует в чисто бюрократическую государственную структуру, дегуманизируя систему социальной взаимопомощи и ликвидируя субъектно-объектный характер интеракции, лежащего в основе социальной работы.
Вторая альтернатива также может создать проблемы для развития профессиональной социальной работы. Такая позиция приведет к постоянному конфликту с самим обществом. Это общество, в конечном счете, в среде социальной работы станет восприниматься в качестве противника, с которым необходимо постоянно конфликтовать и бороться за социальные права клиентов.
В мировой теории и практике социальной работы немало сторонников такой концепции социальной работы. Это в основном те, кто отстаивает точку зрения, основанную на том, что социальные проблемы сводятся лишь к личностным проблемам, и поэтому необходимо ограничить социальную работу лишь терапией или «лечением» отдельного индивида. При этом пользоваться в работе нужно сугубо психологическими методами. К таким социальным работникам (преимущественно из США) присоединяются, правда, по совсем другим причинам, сторонники радикальных социальных реформ, считающие, что все проблемы в обществе являются системными или структурными, и поэтому необходимо отгородиться от существующего общества и сосредоточиться на личностных проблемах, решение которых приведет к структурным переменам во всем обществе.
Третья альтернатива дает наибольший простор для развития профессиональной деятельности социальных работников, поскольку она предлагает для социальной работы роль посредника между человеком и обществом. Речь идет о двойном «фокусировании» целей и методов работы. В поле зрения социальной работы находятся одновременно и в равной степени по своей важности как сам человек, так и его социальное окружение. В этом случае основная задача состоит в нахождении баланса потребностей человека и потребностей общества. Тогда цель социальной работы будет представлять собой триединство:
1. Помочь человеку найти его собственные личностные ресурсы, возможности и способности человека справиться со своей проблемой, поднять его дух, усилить жизнестойкость человека.
2. Найти и предложить наиболее эффективные и одновременно гуманные средства решения проблемы, которыми располагает данная социальная система, располагающая необходимыми для конкретного человека социальными ресурсами и предоставляющая соответствующие социальные услуги.
3. Объединить усилия человека и существующей системы в поисках и нахождении необходимых ресурсов, неиспользованных возможностей и их реализации.
Безусловно, эта третья альтернативная концепция предлагает наиболее трудный и наиболее сложный вариант для теории и практики социальной работы, поскольку усилия работников социальной сферы при решении как личностных, так и общественных проблем будут наталкиваться на многие преграды, вызванные непониманием официальных структур, а также материальными ограничениями.
Именно этот вариант может и должен стать основой концепции социальной работы в России, несмотря на всю сложность его реализации. Потребность в профессиональной социальной работе растет «снизу», в гуще народных интересов и потребностей рядовых членов российского общества. Былые нравственные традиции и культура нашей страны, высокий духовный потенциал ее народа, несмотря на все сложности нынешнего периода развития России, как в экономической так и во внеэкономической сферах жизни ее граждан, энтузиазм и устремленность многих пионеров социальной работы, перемены в общественном сознании, вселяют уверенность в то, что россияне не перестанут быть людьми, готовыми придти на помощь друг другу, не перестанут в большинстве своем оставаться людьми бескорыстными и милосердными. Выбор среди возможных альтернатив развития профессии социального работника, потребность в которой выдвинула сама жизнь, будет сделан в пользу человека и общества.. Однако этот третий путь потребует дополнительных, не совсем привычных для российского общественного сознания конкретных действий (но не слов!), направленных на единение интересов конкретного человека и общества, особо высокого профессионализма работников и четко сбалансированной и эффективной подготовки специалистов.
Среди ценностных установок, усвоенных социальной работой из своей недавней истории, необходимо обратить внимание на ее приверженность к решению проблем наиболее социально уязвимых слоев населения: бедных, больных, несчастных, всех тех, кто страдает от социальной несправедливости.
Зарубежный опыт показывает, что, преследуя эти гуманные цели, социальные работники не замыкались на работе в исключительно маргинальных слоях,1 они постоянно стремились расширить социальное пространство своей профессиональной деятельности. Многие социальные проблемы успешно решались по мере развития общества, роста его общественного богатства. Парадоксально, но по мере развития общества, повышения качества жизни его членов, происходил процесс усложнения социальной структуры, характера потребностей людей и интересов общества. Услугами социальных работников стали пользоваться не только маргиналы, которых становилось меньше, но и другие, более благополучные в материальном и социальном аспектах слои населения. По крайней мере в таких странах, как Соединенные Штаты Америки и Великобритания, в последние 20-30 лет наметился явный отход от проблем маргиналов в сторону средних слоев. Особенно это видно на примере США, где социальные службы и практическая социальная работа все более и более «приватизировались», а клиенты стали покупать социальные услуги, особенно в частных, «коммерческих» социальных агентствах, точно так же как услуги зубного врача или услуги по ремонту автомобилей.
Не вызывает сомнения истинность утверждений многих зарубежных специалистов в области социальной работы, что такое развитие в сторону «коммерциализации» социальных услуг, лишает многие неимущие слои возможности пользоваться услугами социальных работников. При таком раскладе развития профессии, конечно же, социальный статус социальной работы может подняться за счет обслуживания средних слоев.
Ни для кого не секрет, что в США, например, обслуживание бедных и несчастных, но трудоспособных людей весьма непопулярно: это часть господствующей в американской среде социальной психологии.
Безусловно, у представителей средних слоев, как и у маргиналов тоже бывают проблемы, в том числе и социальные, и социальная работа необходима и в этой среде. Но если профессиональная социальная работа изменит свои приоритеты в сторону средних слоев, то это лишит надежды многих, у кого нет выбора, получить квалифицированную помощь. В этом случае профессия будет вынуждена отказаться от своих изначальных нравственно-ценностных ориентиров и создать новые.
По-видимому, такое развитие профессиональной ориентации в России пока не актуально. В России практически ликвидированы средние слои, и большинство
населения можно с полной уверенностью отнести к маргиналам.