Социология личности в социальной работе

Социология личности играет серьезную роль в социальной работе, особенно в тех ее разделах, которые рассматривают соотношение категорий самоутверждения и самосовершенствования личности. Важно видеть неразделяемость этих понятий и в то же время их несовпадение. На поверхности лежит их главное отличие: самосовершенствование всегда прирастание человеческого, гуманного в личности. Самоутверждение может осуществляться и через существенные отклонения от норм морали, а то и прямое насилие. В своей деятельности социальный работник должен подвигать клиента и к самоутверждению, преодолению низкой самооценки, комплекса неполноценности, вины, неуверенности, — и к самосовершенствованию. Социология и социальная психология помогут избежать губительных ошибок и опасностей.

Самоутверждение является продуктивным способом адаптации к новой группе или изменившейся ситуации, чрезвычайно зависящим от качества и интересов личности. Именно ими определяются цели и средства самоутверждения (нередко через самовосхваление, унижение других, выбор ложного кумира и др.). Самоутверждение во многом рассчитано на зрителя, внешнюю оценку, реакцию, скорый результат. В этом его специфика как социального поведения, основанного на социальном обмене, социальном сравнении. Ожидание поощрения может исказить процесс, преобразовать его в подстраивание, конформность, зависимость.

Самосовершенствование не требует аплодисментов, это самостоятельный, добровольный творческий труд, что представляет для любого человека задачу высшей сложности и стимулируется разницей потенциалов на «входе» и «выходе», самоанализом. Недаром в российской культуре был распространен тезис, что добродетель заключает награду в себе самой.

Вышеназванное ощущение зависимости как феномен массового сознания и поведенческий стереотип распространено сегодня в нашем обществе. Часто это является субъективным восприятием, соразмерным социальному опыту, своей жизни. В этом случае человек психологически зависимый превращается в человека страдающего, т.е. потенциального клиента социальной работы, находящегося под действием негативного влияния современных перемен: в экономическом положении, занятости, смене социальной роли, расхождении социальной роли и социального статуса, утрате старых ориентиров, потери бывшей страны, общественной значимости труда, партийной, идеологической приверженности.

Социология позволяет проанализировать состояние незащищенности, которое разлито в обществе и имеет тесно переплетающиеся причины объективного и субъективного (еще раз напомним, как это важно для социального работника) происхождения. В числе этих причин

•резкое снижение экономического благополучия людей;

•всплеск национального самосознания и обострение национальной нетерпимости как реакция на распад СССР и обострившиеся межэтнические конфликты;

•экологический кризис, вызывающий обострение и рост хронических заболеваний, инвалидности, что ослабляет способность к социальной адаптации;

•распространяющаяся «нисходящая мобильность» (снижение социального положения, ухудшение стандартов образа жизни и потребления) для существенной части населения;

•повышение конфликтности, агрессивности в социальных и межличностных отношениях;

•не оправдавшиеся надежды на скорые перемены;

•появление активной группы «социальных пассионариев», энергичных и предприимчивых людей, добивающихся успеха различными, в том числе не вполне одобряемыми или даже прямо незаконными способами, которые будоражат «социальное болото», вселяют чувство тревоги (они могут, а мы нет), раздражения и зависти, принимающего формы часто и вполне обоснованного праведного гнева;

•политизация жизни, использование зависимых в качестве объекта политической борьбы;

• патерналистские привычки, расслабляющие и озлобляющие интерпретации коллективности, соборности;

•информационная открытость показала, как много бедных и неустроенных, что пессимистически воздействует на общественное мнение, обостряет безысходность.

Эти настроения сосредоточиваются главным образом в старшем поколении, но с неизбежностью кругами расходятся по всему обществу. Внутренняя напряженность, морально-нормативная неустроенность людей трансформируется в аномию, которая, в свою очередь, окрашивает в темные тона общий социальный фон.

Важнейший аспект взаимодействия социологии и социальной работы — исследование соответствия или несоответствия социального статуса и социальных ролей личности. Возрастание многообразия социальных ролей — это объективный процесс, отражающий экономические, политические, социальные, профессиональные изменения, расширяющий и усложняющий процесс выбора ролей ( исключающий, замещающий, сочетающий). В прежние времена многие люди были целиком или частично лишены свободы выбора социальной роли. Теперь, когда степеней такой свободы стало гораздо больше, человек порой не может преодолеть трудности выбора. В социальной работе часто встречаются с дилеммой: хочу, но не могу, потому что не умею, не научен, боюсь учиться. А жизнь резко увеличила номенклатуру ролей, требующих мобильности при их смене. Индивид вынужден одновременно играть несколько и разноплановых ролей. Сокращается время на обучение и переобучение. Пожизненные роли утрачивают свою силу (проблемы гражданства, занятости, семейного статуса). Люди страдают от расхождения их социального статуса и социальной роли, хотя нередко это происходит и по их вине. Такие варианты возможны в случае:

• непонимания своего статуса;

• неумения его реализовать через социальные роли;

•сознательного или вынужденного отказа от статуса через прекращение исполнения роли (мать отказывается от ребенка, человек с высшим образованием занят неквалифицированным трудом, торговлей и т.д.);

• «задержки» в старом статусе (взрослые дети на иждивении родителей);

•принятия на себя ложных ролей из-за несамостоятельности мышления, слабой воли;

•исполнения чужих ролей (берутся воспитывать чужих детей, занимают посты, не имея должной квалификации), не зная страха перед ошибкой и ответственностью.

Старые статусы и роли уходят в прошлое. К новому привыкать тяжело, но необходимо. От патернализма с его неизбежным иждивенчеством — путь к новым парадигмам в отношениях человек — общество, свободным и самостоятельным.

Каким образом должен человек сохранять или повышать свой статус?

а) адаптация при мотивации на социально-инновационную деятельность;

б) адаптация — приспособление;

в) адаптация — выживание;

г) преимущественная установка на помощь извне (государства, общности, муниципальных властей, семьи, сотрудников, друзей и др.).

Социологически мыслящие социальный работник и клиент должны направить свои поиски в русло первого решения.

Как уже отмечалось, и социология, и социальная работа оперируют с категорией «социализация», отражающей сложный, проблематичный процесс адаптации, обустройства человека в социуме, рождающий социально компетентную личность. Есть ли предел, «потолок» этой компетентности? Это зависит, как представляется, от двух, как минимум, причин: какую «высоту», «планку», стандарт социального развития устанавливает общество; как ведет себя человек.

Общественный «потолок» все время «уходит», как постоянно отодвигается линия горизонта от движущегося путника. Это объективная, для всех существующая трудность. Люди по-разному с нею справляются. Клиент социальной работы чрезвычайно вариативен в своем поведении: он может лишь созерцать этот процесс; боится даже тронуться в путь; спотыкается; увязает; сворачивает с дороги; возвращается в исходную точку. Социология стремится отыскать, понять причину -тих затруднений (девиаций) во взаимодействии человека-человека, человека-общества, в сопротивлении социального материала усилиям человека.

Высшим уровнем социализации личности является ее максимальное взаимодействие с обществом, приобщение к коллективному социальному интеллекту. Достичь этого можно только через деятельностную абсолютную причастность человека к обществу, его готовность овладеть сложнейшим мастерством социологического мышления. Как один из способов познания мира — это категория вневременная. Но наступают периоды в развитии общества, когда социологический стиль мышления превращается одновременно в потребность, и необходимость. Дело только в том, насколько это осознаётся.

Приобретение миром истинной глобальности приковывает внимание к социальному и социальности. На новом этапе информационной культуры, постепенно вбирающей в себя все новые общественные территории, открывается возможность осуществить стремление человека познать мир как сложную, меняющуюся, развивающуюся систему. Принципиально новый способ исследования, информационная вооруженность расширяют рамки жизнедеятельности человека во времени и пространстве. Он становится воистину человеком социальным.

Воспитание, формирование, культивирование социологического стиля мышления — процесс сложный и требует обоюдной мотивированности и ответственности человека и общества. В случае нежелания/неумения человека или воспрепятствование общества мы получим одномерную личность с искаженными взглядами на всеобщую картину мира и свое место в нем. Социологичность мышления — наиболее органичный способ правильной ориентации человека в многосложном жизненном пространстве. Социологичность должна характеризовать и теоретическое; и практическое мышление.

Доступен ли этот стиль мышления несоциологу? Как его выработать, приобрести? Такой стиль мышления имеет две определяющие составляющие:

1) преимущественная ориентация, преобладание когнитивных технологий, т.е. способов получения знаний о чем-то;

2) принципы интерпретации полученных знаний.

Так как социальный ракурс есть во всех видах и сферах жизнедеятельности личности, группы, общности, общества, всем следует овладеть социологическим стилем мышления.

Обязателен он, естественно, для социологов и, с нашей точки зрения, для профессионалов, связанных в научном и практических аспектах с социальной работой.

Каковы признаки (критерии) социологического мышления?

* Стремление и готовность думать, осмысливать процесс перманентного усложнения социальной системы. Системность мышления несовместима с упрощением проблем жизни общества. Следует избегать категоричных аксиологических (оценочных) суждений, опирающихся на последовательно-линейные причинно-следственные показатели, видеть многообразие и сложность, противоречивость и неоднозначность, изменяемость, переменчивость мира/общества. На смену вульгаризаторским и примитивизирующим жизнь трактовкам (на наш взгляд, это абсолютизация классового подхода, экономический детерминизм, признание религиозности единственной основой нравственности, превознесение коллективистских или, наоборот, сугубо индивидуалистических, основ бытия и духа, народности в идеолого-националистическом обличий и др.) должно прийти социологическое познание проблем человека и общества. Оно трудно для восприятия и усвоения, так как своим методом утверждает поливариантность, многосторонность, не плоскостное толкование социальных проблем.

* Понимание, опирающееся на социологическую эрудицию и информационную культуру, способа существования и сохранения общественной системы как совокупности целенаправленного регулирования и самоуправления, саморегуляции, саморазвития, которые дают простор творческому и активному участию личности в управлении.

* Исходя из понимания, что всякая теория, отдельно взятая, упрощает социальную реальность (речь не идет, разумеется, в данном случае, о попытках прямой фальсификации), следует остерегаться любого теоретического монизма в изучении социального мира. Только так можно избежать опасности догматического, стереотипного, инерционного мышления. Многие теории и исповедующие их адепты боятся всего, что способно породить разнообразие. Изучать обдумывать, познавать мир, современное нам общество трудно, порой мучительно. Легче брать на веру созданное другими, жить чувствами, настроениями.

* В основе миропонимания должны быть и самостоятельные взгляды и оценки, нетабуированное мышление. Без этого человек не застрахован от манипулирования его волей и поведением. Интеллектуальная независимость — важнейший компонент социальной безопасности.

* Ориентация на гуманистические основы общества: гарантированность свободы выбора; ответственная свобода; взаимная ответственность человека и общества, ответственность перед природой; созидательные отношения личности, общества и природы; социальная защищенность каждого; стабильность и управляемость; самоценность человека; преодоление его отчуждения во всех сферах социального поля; уважение к жизни.

* Выработка самооценки, адекватной личностным требованиям и общепринятым социальным нормам.

* Наличие трехмерного восприятия социального времени, гармонично сочетающего прошлое (ретроспективное), настоящее (актуальное) и будущее. Жить в настоящем мешает и незнание (пренебрежение, отрицание, фальсификация) прошлого, и неумение (нежелание) заглянуть в будущее, предвидеть хотя бы не столь отдаленные последствия дня сегодняшнего. Одинаково опасно проспать свое время, “прожигать жизнь”, жить в режиме постоянно опаздывающего. Социально опасны также и амбиции каждого конкретного поколения, и синдром вины.

* Способность жить, осваивая социальное пространство на ситуативном (локальном), среднем и метауровне.

* Четкое самоопределение в своей социальной роли, готовность к их смене по причине возрастных, микро- и макросоциальных перемен. Нет ничего опаснее неосознанности своей роли, маргинальности, «жизни на обочине». Человек

должен знать свою роль, уметь ее профессионально играть. Существует опасность «застревания», «затвердения» ролевого состояния.

* Инновационность при умении ответственно оценить ее социальную значимость и степень социального риска. Социально ориентированное самосовершенствование.

* Понимание того, что неправильно избранное социальное средство не может привести к позитивным социальным последствиям.

* Неконфликтность, толерантность, сотрудничество, ненасилие как императивы поведения. Не просто уважать мнение другого (что совсем непросто), а хотеть его услышать, знать, чтобы с ним считаться, им обогатиться.

* Понимание свободы общества как реализация возможности общения — его качественной наполненности, пространственности, полноценности, гармоничности. Свободный всеобщий доступ к информационной среде.

* Правильная оценка своего социально-психологического самочувствия как защитное средство от фрустрации, аномии. Волевые усилия в достижении жизненного успеха, расчет прежде всего на свои силы, знания — неотъемлемое качество социологически мыслящего человека.

Литература

1. Американская социология. М., 1992.

2. Антология русской классической социологии. М., 1995

3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

4. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

5. Современная американская социология. М., 1994.

6. Социология/ Курс лекций/ Под ред. Е.М. Черняка, М., 1996.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *