Роль социального прогнозирования в научном познании.

Социальное прогнозирование — процесс изучения перспектив развития социальных объектов и явлений с целью повышения эффективности социального программирования, планирования, управления.

Прогностика — наука о законах и способах разработки прогнозов. Прогнозирование (в смысле специального исследования) является разновидностью эмпирического исследования. Что же касается теории прогнозирования, т.е. прогностики, то социальная прогностика (комплекс теорий социального прогнозирования) входит в сферу общесоциологической теории, а отраслевая социальная прогностика (например, прогностика социологии труда , быта и т.д.) — в сферу каждой частной социологической теории. Необходимо четко различать прогностику (теорию разработки прогнозов) и прогнозирование (практику разработки прогнозов), добиваясь опережающего развития первой по сравнению с последней.

Прогнозирование и прогностику ни в совокупности, ни отдельно нельзя отождествлять с научным предвидением; то и другое лишь разновидности последнего. Прогнозирование и прогностика базируются на предвидении и входят в его систему как подсистемы.

Функции социального прогнозирования:

  • -ориентирующая функция социального прогнозирования обеспечивает оптимизацию выбора целей и средств их достижения, определение предпочтительных направлений деятельности.
  • -нормативная функция определяет важнейшие тенденции динамики социальных потребностей и возможностей их удовлетворения в будущем.
  • -предупредительная функция анализирует возможные и вероятные негативные последствия, заключающиеся в тенденциях социального развития.

Область применения. Социальные прогнозы в зависимости от области применения дифференцируются на:

  1. научно-технические (управляемые аспекты научно-технического прогресса в промышленности, строительстве, городском и сельском хозяйств; транспорте и связи, включая систему информации);
  2. социально-медицинские (здравоохранение, включая физическую культуру и спорт);
  3. социально-географические(перспективы дальнейшего освоения, земной поверхности, включая мировой океан);
  4. социально-экологические (перспективы сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью общества);
  5. социально-космические (перспективы дальнейшего освоения космоса);
  6. экономические (перспективы развития народного хозяйства);
  7. социологические (в узком значении понятия «социальное»);
  8. психологические (личности, ее поведения, деятельности и т.п.);
  9. демографические (роста, половозрастной структуры, миграции населения);
  10. филолого-этнографические (развития языка, письменности, личных имен, национальных традиций, нравов, обычаев);
  11. архитектурно — градостроительные (социальные аспекты расселения, развития города и деревни, жилища);
  12. образовательно-педагогические (воспитания и обучения, развития кадров и учреждений в области народного образования);
  13. культурно-эстетические (материально-технической базы искусства, литературы, всей культуры);
  14. государственно-правовые или юридические (развития государства и законодательства);
  15. внутриполитические (внутренней политики своей и других стран);
  16. внешнеполитические (международных отношений в целом);
  17. военные (военно-технические, военнополитические, военно-стратегические, военно-тактические, военно-организационные).

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *