Основные термины из области духовной культуры

Сфера духовной жизни народа издавна привлекает внимание исследователей, представляющих различные отрасли знаний. Поэтому количество специальных терминов, приводимых в их работах для характеристики определенных явлений культуры, например описания религиозной обрядности или народного творчества, столь велико и многозначно, что в данном учебном пособии следует не только остановиться на рассмотрении абсолютно общих и, следовательно, наиболее часто используемых этнографами понятий, но и давать им толкования, освещая только этнографическую спецификацию. Подобный подход вполне правомерен, если учесть наличие изданных в последнее время и у нас и за рубежом энциклопедических, философских, религоведческих, литературоведческих, искусствоведческих и подобных им словарей. Таким образом, обычные, “словарные” значения терминов в ряде случаев останутся за пределами изложения.

Изучая духовную жизнь народа в ее историческом развитии, этнограф, естественно, имеет дело с различными системами иррациональных, фантастических, мистических взглядов на окружающую природу, человека и общество. Давая описания, он вынужден пользоваться определенной терминологией, выработанной до него и нередко наполняемой сегодня новым содержанием. Ниже даются понятия и их этнографическое осмысление.

Верования —отдельные или относительно систематизированные представления, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и существ, и их влияние на судьбы его и связанных с ним людей. Религия, помимо известного классического определения как формы общественного сознания, выражающей бессилие первобытного человека перед непонятными и подавляющими его стихиями природы и социальными силами, должна быть еще определена и как стройная система взглядов, отражающая веру человека в существование сверхъестественного существа (бога) и имеющая внешнее проявление в специальных атрибутах, сооружениях. Памятуя о том, что Л. Фейербах, по мысли К. Маркса, сводит религиозный мир к его земной основе и что во всех известных религиозных системах в мире богов существуют подобная земной социальная иерархия и неравенство, правомерно говорить о том, что проекция земного бытия на небесное или подземное царство была возможна лишь при уже сложившихся в человеческом обществе социальных институтах 8 . Иными словами, время возникновения религии (особо подчеркнем — как стройной системы взглядов, иерархичной по своей сути, а не как проявления любой формы веры в сверхъестественное) должно быть связано с появлением социального неравенства в коллективах людей. Вот почему, чтобы различать ложные представления людей доклассовой и классовой эпох, этнографы стараются употреблять для первой понятие “верование” как более общее и исходное, для второй — “религия”, подчеркивая этносоциальные различия между мировыми и полисными религиями.

Понятие “мировая религия” в настоящее время широко используется и, как подчеркивает С. А. Токарев (в его интересном исследовании “Религия в истории народов мира” приводится много определений и терминологических толкований различных сторон духовной жизни народов), относится только к трем религиям — христианству, исламу и буддизму. Эти религии объединяет не только их стремление увести своих адептов от активной борьбы за преобразование жизни в мир иллюзорных надежд на потустороннее лучшее будущее, но и провозглашение хотя бы формального социального и национального равенства последователей религии перед высшим существом — богом.

При изучении духовной культуры важно подчеркнуть именно то, что христианином, буддистом или мусульманином может стать представитель любой этнической группы, что и объясняет широкое распространение мировых религий по земному шару в различных этнических средах. Напротив, другие религии (несмотря на число их приверженцев), к которым относятся иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, религии Древнего Египта, доколумбовые религии Центральной и Южной Америки, джайнизм, сикхизм и др., имеют четко выраженную этническую окраску, распространены в пределах конкретного этноса, становятся господствующими среди прочих религий такого же типа, только с политическим возвышением этноса (так, возвышение ацтеков и образование ацтекской державы привело к утверждению господствующего положения ацтекских богов и к низвержению богов подчиненных ацтекам этносов, хотя в пределах этих этносов люди поклонялись своим, а не ацтекским богам). Эти религии, возникающие в период формирования классового общества на базе прежних племенных верований, когда, как правило, их приверженцем нельзя стать, а надо родиться (сионистский принцип и сегодня провозглашает, что иудеем является рожденный иудейкой), называются полисными религиями. Указанные различия между двумя типами религиозных систем показывают, что мировые религии в большей степени предмет изучения религоведов, в то время как полисные — этнографов.

Дорелигиозные верования —понятие, употребляемое в ряде этнографических работ с учетом указанных выше различий между верованиями и религиями для характеристики комплекса иррациональных представлений этнической группы, сложившегося до распространения здесь прежде всего мировых религий. Так употребляются понятия дохристианские верования, доисламские верования, добуддийские верования. К этой категории можно отнести и адат — систему обычного права народа, признанную исламом, которая противостоит шариату — своду религиозных, бытовых, уголовных и гражданских законов, основанных на установлениях Корана.

Распространена группа терминов, которые используются для характеристики верований доклассовой эпохи. Тотемизм (от слова “тотем” индейского племени оджибве Северной Америки, которое означает “его род”) — вера человека в родственную связь с представителями животного или растительного мира, иногда с неодушевленной природой (камни, горы, реки), а также в то, что такой представитель является предком их рода.

В этнографии было распространено предположение о связи тотемизма с периодом материнского рода, а также о тотемизме как племенной религии (Н. Н. Чебоксаров, И. А. Чебок-сарова). Чебоксаровы считают, что проявлениями тотемизма (его главными элементами) являются магия, фетишизм и анимизм.

Магия (от лат. magia — колдовство, чародейство) — вера человека в способность сверхъестественными средствами оказывать влияние на естественный ход событий, на материальные предметы или на другого человека. По своему функциональному назначению магия имеет массу наименований — охотничья, производственная, любовная, лечебная, вредоносная, родовспомогательная и др. По общей направленности магия справедливо подразделяется на заразительную (имеющую цель принудить подвергающийся воздействию объект совершить то действие или оказаться в том состоянии, которого ожидает исполнитель магического действия) и охранительную (цель которой — защита индивидуума или коллектива от любого магического воздействия врага или нежелательных действий внешних сил). Иногда эти два типа называют черной и белой магией. По характеру исполнения магических обрядов магические действия могут быть индивидуальными и коллективными.

Фетишизм(от португ. abretas — амулет) — поклонение неодушевленным предметам, которые наделялись сверхъестественной силой, способной оказать помощь поклоняющимся им. Вариантом фетишизма является идолопоклонство. Поклонение фетишу, т. е. самому материальному предмету, первоначально никак не связывалось с присутствием в нем особого духа (одушевление фетишей пришло позднее), и фетишами становились, как правило, необычные по своей форме предметы (камни, сучья, части животного и т. п.).

Анимизм(от лат. anima — душа) — одушевление, наделение сверхъестественной душой всех вещей, сил и явлений природы. В таком значении анимистические представления так или иначе присутствуют в первобытных верованиях и во всех религиях. Э. Тэйлор, который в прошлом веке ввел это понятие в науку, рассматривал анимизм как “минимум религии”, как начальную стадию религии вообще. В советской этнографии анимизм рассматривается не в тэйлоровской трактовке, а в трактовке Г. В. Плеханова, считавшего анимизм необходимым элементом религии, религиозных представлений вообще.

Сказанное достаточно отчетливо показывает, что по своей сути Доклассовые верования не столь однозначны, как считают Чебоксаровы, и представляют собой сочетание во всевозможных комбинациях и тотемизма, и анимизма, и магии, и фетишизма, и анимализма (зоолатрии) —поклонения животным, и астральных, или солярных, культов (поклонение небесным светилам) и аграрных культов (в более поздние периоды доклассового общества) и т. п.

Шаманство(от тунгусо-маньчжурского наименования особого культового служителя “самань”) — одна из форм верований в доклассовую эпоху, вера человека в возможность с помощью К особых ритуальных действий, совершаемых специальным лицом — шаманом, установить контакт с мнимыми духами для оказания ими помощи при лечении болезней, охоте, рыбной ловле, в благополучном странствии по потустороннему миру и т. д. Шаманство широко распространено у народов Сибири и Севера, встречается (судя по археологическим данным и древним письменным памятникам) у многих народов Старого Света в позднепалеолитическую и неолитическую эпохи, а также в период становления классового общества.

Шаманизм —система религиозных воззрений, имеющая свое внешнее оформление и сходную у многих этносов социальную роль. В настоящее время некоторые исследователи считают шаманизм самой ранней формой религии, синхронной периоду возникновения классового общества и имеющей глобальное распространение; другая точка зрения состоит в следующем: шаманизм лишь форма религии зарождающегося классового общества, свойственная исключительно народам Сибири и Севера.

Камлание— специальное действо, совершаемое шаманом для установления “контакта” с духами.

Перевоплощение —принятие человеком любого образа с помощью специальных действий или предметов. Перевоплощение широко распространено в ритуальных действиях, связанных с почитанием тотемистических предков, животных, с культом умерших (обрядовое действо, имевшее целью защиту живых от возможного злого влияния духа умершего родственника), культом предков (обрядовое действо, характеризующееся почитанием реального предка данной этнической группы или семейной общины, возникшее в период перехода от доклассового общества к классовому и связанное с патриархально-родовой структурой) и т. д.

Бог —иллюзорный объект веры во всех классовых религиях, верховное существо, влияющее на судьбу людей, могущество которого может быть употреблено как на пользу, так и во вред верующим. В сознании верующего бог, как правило, существо положительное, поэтому терминологическое употребление его не должно быть смешано с понятием духов — сверхъестественных существ, обычно исполнителей воли богов, подразделяемых на добрых и злых.

Священные места и объекты — особопочитаемые данным этносом места и материальные объекты на местности как зоны обитания или сферы действия предков или духов. Выделение таких мест и объектов связано с анимистическими, тотемистическими представлениями, с культом умерших и предков. Могила — специально подготовленная яма для индивидуального (реже двойного или более) погребения. Могильник — система отдельных могил, обычно имеющая этническую специфику (место погребения членов данной этнической группы). Сопроводительный инвентарь — утварь, орудия труда, одежда, оружие, пища и тому подобные предметы, положенные в могилу или на могилу. Погребальные обряды — совокупность действий, связанных с погребением умершего члена рода или семьи и носящих устойчивый традиционный характер.

Табу(из полинезийских языков) — запрет, налагаемый традицией, священнослужителями или властвующими на предметы, действия, слова, имена, нарушение которого неминуемо жестоко (болезнью, смертью) преследуется сверхъестественными существами, духами, богами. Табуация — действие, связанное с наложением табу.

Жертвоприношение —обряд приношения даров богам, духам, предкам — семьи, рода, племени. В раннеклассовых религиях выделяется особая группа лиц — жречество, которая берет на себя исполнение жертвоприношений, благодаря чему становится важной социальной силой.

С духовной культурой народов связаны многочисленные положительные знания об окружающей природе. Сумму таких положительных знаний в этнографии называют народными знаниями, к ним относятся астрономические, агротехнические, метеорологические, гидрографические, зоотехнические и тому подобные наблюдения.

Специальным разделом в этнографическом описании выделяют народные игры, имевшие не развлекательный, а социальный характер, поскольку они были связаны с передачей производственных навыков, инициационными и семейно-брачными обрядами, физической закалкой и выносливостью. Этнографами по социальному значению различаются: детские, юношеские, девичьи, взрослые и обрядовые игры. Игры — существенная часть народных праздников, традиционных развлечений и гуляний, приуроченных к крупным производственным и социальным циклам.

В зарубежной этнографии понятие “фольклор” включает все и всякое народное искусство и творчество, и иногда его употребляют как синоним этнографии. Советские этнографы рассматривают фольклор в узком смысле — как устное поэтическое творчество, но признают и широкое толкование в таких сочетаниях, как музыкальный фольклор, танцевальный фольклор, выделяя, однако, народную живопись, скульптуру, графику, орнамент в понятие прикладного искусства. В разнообразии типов орнамента основными являются геометрический, растительный и зоо(антропо)морфный (изображения животных и людей).

Таков далеко не полный понятийный аппарат этнографической науки. Наличие рассмотренных выше специфических терминов — свидетельство собственной научной кодификации в этнографии, стремление добиться максимального приближения к однозначному толкованию их. Однако сколько бы ни было простых и сложных толкований, всегда следует помнить о бытовой и научной многозначности таких понятий, как “культура”, “племя”, “народ”, “религия”.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *