Специфика социальных проблем военнослужащих
Социальная работа, по определению, является оказанием помощи тем индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд представляется, что военнослужащие В нормальных социальных обстоятельствах по самому характеру своей деятельности, по специальному набору личностных качеств, которые служат предпосылкой к ней, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это как правило люди в наиболее благоприятном возрастном диапазоне, вышедшие их детства, но еще далекие от старости. Их состояние здоровья находится под неусыпным профессиональным наблюдением и отвечает достаточно жестким критериям, предъявляемым военной службой. Наконец, вооруженные силы принадлежат к одним из наиболее уважаемых социальных институтов, их представители обладают высоким социальным статусом и находятся в благоприятном материальном и моральном положении.
Однако сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, заключает в себе определенные объективные затруднения, которые негативно влияют на военнослужащих и могут препятствовать их социальному функционированию. Подобные проблемы характерны для вооруженных сил в любом современном обществе, возможно даже, в любом обществе независимо от его исторической и социально-культурной определенности, хотя для суждений по этому последнему вопросу у нас в настоящее время недостаточно данных. Кроме того, особенности положения военнослужащих в Российской Федерации накладывают отпечаток особой сложности на их социальную ситуацию, и это не может не сказываться на их самочувствии и социальном функционировании.
Прежде, чем рассматривать комплекс проблем, объективно присущих людям, несущим военную службу, необходимо привести некоторые дефиниции, которые, в соответствии с действующим законодательством, устанавливают статус определяемых явлений.
Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.
Военная служба — особый вид государственной службы граждан в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска, внутренние войска, войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления, железнодорожные войска РФ, войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», разд. VI, ст. 35).
Для проходящих военную службу устанавливаются составы военнослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. В соответствии с принадлежностью к тому или иному составу находится статус военнослужащего, его субординационная позиция, материальное положение, косвенно — возраст, состояние здоровья, семейные обстоятельства и другие факторы. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в известной степени могут быть сгруппированы в зависимости от отношения к тому или иному составу.
Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат и матросов, сержантов и старшин), или по контракту — для всех составов военнослужащих. В Российской Федерации существует комплектование солдатского и сержантского состава Вооруженных Сил преимущественно по призыву, на основе всеобщей воинской обязанности, хотя за последнее время предприняты определенные шаги для формирования профессиональной армии и организации службы солдат и матросов, сержантов и старшин также на добровольной контрактной основе.
Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются :
признанные негодными или ограниченно годными по состоянию здоровья;
проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу;
прошедшие военную службу ь вооруженных силах другого государства;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;
гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.
Некоторым категориям призывников устанавливается отсрочка от призыва, например, на время обучения на дневном отделении высшего учебного заведения, в других случаях; условия и сроки таких отсрочек устанавливаются федеральными законодательными органами и могут изменяться достаточно широко.
Сроки военной службы по призыву устанавливаются законодателем, для проходящих военную службу по контракту — устанавливаются контрактом.
Проблемный комплекс военнослужащих и их семей обусловлен возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе, с возможным риском для жизни. Это определяет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура является жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются и подлежат неукоснительному выполнению, вне зависимости от отношения к приказу того лица, которому он отдается. Кроме того, следует упомянуть отсутствие возможности выбора занятия и места жительства как самого военнослужащего, так и, в ряде случаев, его семьи. В воинской службе часто имеет место наличие неблагоприятных факторов в виде эмоциональной и физической перегруженности военнослужащих, воздействия шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотонии, сенсорной депривации. Испытанием для моральных, эмоциональных и физических сил военнослужащих является также влияние постоянного и недобровольного контакта с одновозрастным и однополым коллективом, отсутствие возможностей уединения, межличностная напряженность, тем более, межличностные конфликты. Подобные факторы характерны для всех армий.
Вооруженные силы тесно связаны с состоянием государства и общества. Соответственно, практически все проблемы и беды российского общества накладывают свой отпечаток на деятельность и самочувствие военнослужащих. Так, снижение качества здоровья и интеллекта каждой следующей возрастной когорты населения приводит к тому, что, при сохранении масштабов призыва, на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями. С другой стороны, непосильные нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводит к появлению или обострению заболеваний. Противоправное поведение в период до поступления на военную службу, рост преступности в обществе, наркомания и алкоголизм воздействуют на людей в военной форме: велико число преступлений, совершаемых военнослужащими, возрастает опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.
Одной из острых проблем современных российских Вооруженных Сил является наличие нескольких статусных систем в ее рядах — официальной (формальной) «уставной» системы взаимоотношений, определяемых общим законодательством и ведомственными документами: уставами, инструкциями и т.д.; «дедовской» системы, основанной на неформальном, но, тем не менее, широко распространенном приоритетном положении старослужащих солдат перед новобранцами, и «земляческой» статусной системы, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Распространение параллельных официальной неформальных статусных систем является отражением характерной для современного общества аномии, то есть распада прежде существовавших ценностных систем и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения является снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, акты насильственного поведения по отношению к ряду военнослужащих, распространение суицидов в Вооруженных Силах.
Нарастание социально-экономических трудностей в обществе выражается в многомесячных задержках выплаты денежного содержания военнослужащим, распаде системы материально-технического снабжения, устаревании техники и вооружения, невозможности вести нормальную боевую учебу. Крушение прежде существовавшей идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, как носитель высокостатусных ценностей патриотизма, священного долга защиты отечества перед лицом внешних опасностей, дискредитация этих последних при отсутствии других ценностей, которые могли бы заменить их, приводят к морально-психологическому кризису в сознании ряда военнослужащих, к ощущению бесцельности своей деятельности. Это влечет за собой падение престижа воинского труда, массовое уклонение от призыва, неуверенность военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем. Острым показателем социального неблагополучия в Вооруженных Силах является рост числа суицидов, причем не только среди рядового и сержантского состава, что как правило связано с «неформальными» отношениями в воинских коллективах, но и среди офицеров.
Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправданной: большинство населения поддерживает переход Вооруженных Сил на контрактный принцип формирования и исключительно добровольное несение гражданами воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех категорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности — все это отягощает морально-психологическое самочувствие военнослужащих.
Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без предоставления положенных по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы — все это создает еще один проблемный комплекс «переходного» периода -межу окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действительности.
Острую группу проблем составляет самочувствие лиц, принимавших участие в войнах и вооруженных конфликтах, и их реадаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения в их ходе или, тем более, утратившие целиком или полностью здоровье, трудоспособность, способности к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.
Во-вторых, даже те военнослужащие, которые не получили телесных повреждений в подобных вооруженных конфликтах, являются в значительной степени носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома». Впервые подобное состояние здоровья и психики было диагностировано у американских ветеранов вьетнамской войны, а впоследствии наблюдалось у многих участников «странных» вооруженных конфликтов. Его основные симптомы — слабость психики, при которой незначительные проблемы превращаются в непреодолимые препятствия, которые толкают людей на агрессивные вспышки или на самоубийства, чувство вины погибшими за то, что остался жив, негативное или пренебрежительное отношение к социальным институтам. Причем время не лечит такие явления: психологические проблемы у бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15-20 лет после окончания войны, среди них на треть больше самоубийств и разводов, вполовину больше больных алкоголизмом, наркоманов, чем в среднем по стране. Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывает отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.
К сожалению, в истории нашей страны было достаточно много «странных» войн и конфликтов. Кроме того, целый ряд действий представителей Вооруженных Сил не получил должного общественного признания, а их участники, рисковавшие жизнью и утратившие здоровье, не имеют должного социального обеспечения — например, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Это серьезная социальная проблема, и ее решение может быть только комплексным, включая социальные меры, все виды реабилитации лиц, пострадавших в ходе воинской службы, развитие протезных служб и формирование доступной Среды для инвалидов, организацию психологической поддержки, а также изменение отношения общества к те лицам, которые честно выполняли свой долг перед государством и поэтому заслуживают помощи и поддержки.
Семьи военнослужащих испытывают воздействие всех тех проблем, которые характерны для любого другого типа семей, однако у них есть, кроме того, свои собственные трудности. Так, семьи военнослужащих срочной службы лишаются их заработка — нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение. Выплачиваемое в таком случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.
Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в обеспечение обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов она не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто встречаются трудности с жильем, отсутствие работы для жены, нередко неподходящий климат для детей. Неоднократные переезды к новому месту службы порождают трудности в учебе детей, которые вынуждены адаптироваться каждый раз к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может порождать синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей.
Общей проблемой семей военнослужащих является малообеспеченность, так как их заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более, от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, несмотря на, как правило, высшее образование, часто не могут устроиться на работу при ограниченном количестве рабочих мест, пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Социально-экономический кризис государства с многомесячной невыплатой денег военнослужащим нередко ставит их семьи в ситуацию социального бедствия.