Федеральная программа «Молодежь России»
Целью федеральной (в дальнейшем президентской) программы «Молодежь России» является создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;
создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов;
содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемленных категорий молодежи;
внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных организаций и их программ.
Федеральная (президентская) программа, которая является одним из основных документов по развитию государственной молодежной политики, содержит 15 подпрограмм, в том числе и социальную по формированию и развитию системы социальных служб для молодежи, деятельность которых должна быть направленa на удовлетворение социально значимых потребностей молодежи, оказавшейся в критических, конфликтных ситуациях, ее социальная реабилитация и создание условий для участия впоследствии в полноценной жизнедеятельности. За счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных фондов предусматривается формирование комплекса специальных служб для молодежи: молодежных бирж труда, центров социально-психологической помощи, наркологических служб, приютов для подростков и молодежи, учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центров юридической помощи и консультации, служб помощи молодойссемье и досуговых центров.
Принцип субсидиарности, или государственная поддержка деятельности детских и молодежных организаций, более 70 которых осуществляют социальные программы и зарегистрированы в настоящее время на федеральном уровне, реализуется череэ финансирование проектов и программ, представленных в порядке открытого конкурса на рассмотрение компетентных государственных органов. Для финансирования конкурсных проектов в области художественного, технического творчества, экономики, спортивной и физкультурно-оздоровительной, культурно-просветительской работы с детьми и молодежью устанавливается система грантов, носящих имена выдающихся эаконодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, предоставляющих трудоспособным гражданам равные условия для повышения своего благосостояния эа счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства. Вместе с тем, по отношению к таким социально-демографическим группам как дети, молодежь и женщины государство должно выработать и закрепить в законодательстве систему гарантий, обеспечивающих социальную справедливость и социальную защиту к данной категории населения с учетом специфики социального положения и социально-психологическими особенностями. Особую актуальность в области социальной политики в переходный период модернизации общества приобретает разработка системы социальной защиты семьи с детьми и молодой семьи.
Социальная защита детей и подростков вытекает из международных обязательств государств по соблюдению Конвенции о правах ребенка и других правовых документов мирового сообщества, регулирующих положение детей, находящихся в особо трудных условиях — сирот и инвалидов, принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов, а также обеспечение ребенка продовольствием, гарантий семейных возможностей образования и воспитания и других аспектов охраны детства. Согласно своим международным обязательствам государства, являющиеся участниками международных договоров по правам человека, берут на себя обязательства строго соблюдать зафиксированные в этих документах права и свободы личности путем принятия законодательных, административных и иных внутренних мер.
Социальная защита молодежи во многих государствах Заладной Европы и США осуществляется на основе соответствующего законодательства, деятельности различных социальных служб, общесгвенных объединений и гражданских инициатив при поддержке как государственных учреждений, так и благотворительных фондов, Для иллюстрации данного положения воспроизведем основные направления, по которым осуществляется социальная защита молодежи в ФРГ:
— предотвращение нахождения молодого человека в местах, которые могут представлять угрозу его духовному или физическому состоянию. К объектам, представляющим опасность для молодежи относят места, которые служат проституции, продавцам наркотиков, а также места предрасполагающие девиантное поведение молодежи: вокзалы, народные гуляния и спортивные сооружения, зеленые насаждения и т. п. При невозможности устранить угрозу, полиции, ведомствам по делам молодежи и общественным организациям делегированы права и вменяется в обязанность принятие мер административного воздействия;
регламентация нахождения молодежи до 16 лет в местах общественного питания, дискотеках, кафе, закусочных и т.д., в частности сопровождение лица, ответственного за воспитание, или, например, прием пищи в кафе, не более одного часа;
запрет на приобретение и потребление алкоголя в общественных местах. Молодым людям до 16 лет разрешается потреблять алкогольные напитки: пиво, вино и т. д. только если они находятся в сопровождении родителей, которые берут на себя ответственность за потребление напитков;
запрет на курение детям и молодежи до 15 лет в обществе; запрет молодым людям до 18 лет участвовать в азартных играх; в этой связи не разрешается посещать залы с установленными там игровыми автоматами с денежными выигрышами. Это правило не распространяется на детей в сопровождении родителей или воспитателя.
Особо следует отметить ограничения на просмотр фильмов, видеокассет, приобретению литературы, содержащую порнографию и сцены насилия. Не надо много воображения, чтобы представить, какие последствия в дальнейшем окажет массовое вовлечение детей и подростков в спекуляцию, продажу в переходах метро и на улице самой разнообразной литературы, пропагандирующие секс и насилие лицам без ограничения в возрасте и установку игральной аппаратуры в любых доступных местах от Москвы до окраин России.
Социальная работа в западноевропейских странах предусматривает не только защиту, на и целый ряд мер помощи молодежи по трудоустройству, переквалификации, организации свободного времени, а также получении пособий. Для организации этой pаботы учреждается серия молодежных служб, к которым, в частности в той же Германии можно отнести:
ведомство по делам молодежи, осуществляющие как консультации для родителей, детей и молодежи в вопросах воспитания, так и предложения многосторонней помощи при разводах, опекунстве, судопроизводстве молодежи и т.д.;
консультативные пункты для детей и молодежи, куда могут обращаться не только дети и молодые люди, но и их родители, если у них есть проблемы, которые они никому другому не могут доверить, например, если происходят постоянные конфликты с родителями или при сексуальных проблемах, или если появляются трудности с друзьями, или же в школе, учебном заведении, или же во время безработицы;
молодежные центры, которые уделяют основное внимание организации свободного времени молодежи; проводят групповую работу, спортивные мероприятия, поэнавательные поездки, проводят консультации и различные образовательные программы.