Рост наркомании среди учащейся молодежи: причины и тенденции
Наркомания – болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны.
В России, как, впрочем, и по всему миру, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет. И темпы роста наркомании в этой среде самые высокие. Средний возраст приобщения к наркотикам сегодня составляет 13 лет. Но уже выявлены случаи наркотической зависимости у 9-10-летних детей. Выборочные опросы подростков показывают, что 44% мальчиков и 25% девочек попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики и другие психоактивные вещества. Более 14 тысяч несовершеннолетних (из них почти 6 тысяч учащихся) состоят на учете в качестве потребителей наркотиков и около 7 тысяч (из них свыше 1600 учащихся) – в качестве потребителей сильнодействующих одурманивающих веществ. Число подростков, впервые обратившихся за медицинской помощью, только за последний год возросло на четверть.
Наркоторговцы выработали и широко применяют тактику «затягивания в сети»: в школах, в подъездах домов, в местах массовых сборов подростков они продают наркотики по сверхнизким, символическим ценам, чтобы приобщить к ним как можно больше детей. Потом цена, разумеется, повышается, а легковерный покупатель – «в сети». Почти бесплатное распространение наркотиков (но только на первом этапе) теперь повсеместно применяется для вовлечения подростков в наркотический омут, выбраться из которого многим из них не под силу. Наркотики стали неотъемлемым атрибутом молодежных вечеринок, концертов популярных артистов и музыкальных групп, дискотек.
Почему распространители наркотиков предлагают их так часто именно на дискотеках? Наверное, потому, что в царящей вокруг атмосфере веселья чувство опасности как-то притупляется. И наркоторговцы пользуются психологической особенностью новичка – ему не верится, что в такой прекрасной обстановке может случиться какая-то беда. Вот им-то, неискушенным, и предназначается наркотик задешево. А завсегдатаи платят уже сполна, и не только деньгами, но и своим здоровьем. Вот как описывает свои впечатления совсем юная девушка (нет еще и 16 лет!) от посещения дискотеки: «Вокруг красиво одетые мальчики и девочки, классная музыка, все страшно доброжелательны. Правда, я не понимала, как это с виду трезвые люди могут танцевать по нескольку часов подряд, после чего некоторым становится плохо. Знающие люди объяснили мне, что есть такая таблеточка – «экстази», а также куча других допингов, способных скрасить пребывание на дискотеке… Оказывается, наркота – это модно».
Употребление наркотиков стало нормой, ведущей к смерти, для большинства беспризорных детей. Беспризорничесчтво, как известно, граничит с «зоной», а туда, в том числе и в колонии для несовершеннолетних, зелье идет бесперебойно. Выходят они оттуда, как правило, с тяжелой наркотической зависимостью, не имея никакой надежды когда-либо от нее избавиться.
Особенно тревожит рост наркомании среди школьников и среди студенческой молодежи (в 6-8 раз) в последние годы.
В.В. Путин, выступая на Всероссийском форуме работников образования, проходившем в Москве в январе 2000 г., констатировал, что 80% российских наркоманов – школьники.
Чтобы конкретизировать представления о наркоситуации среди учащейся молодежи, обратимся к данным социологических исследований, проводимых российским клубом «Экология общественного сознания» в течении 1993-1998 гг. в девяти регионах России. В июне-июле 1998 г. по завершению пятилетнего мониторинга в Москве, Орловской, Смоленской областях, а также в Бурятии был проведен опрос различных групп населения. Наряду с этим по частным аспектам проблемы в течении 5 лет (в разное время) проведены опросы в Тюменской, Петропавловск-Камчатскй, Калининградской, Свердловской областях и в республике Саха (Якутия).
В общей сложности опросами было охвачено более 8 тысяч человек. Опросы проводились, как среди жителей больших городов, так и среди проживающих в поселках городского типа и селах. По результатам данных исследований на сегодняшний день наркомания захватила в свои сети, как минимум, от 15 до 30% школьников.
Если не будет принято экстремальных мер, то демографический спад на предстоящие 15-20 лет поставит страну на грань физического выживания. К этому стоит добавить, что после того, как человек стал наркоманом, он живет 5-7-10 лет. Не более! Подавляющая же часть наркоманов не доживают до 30 лет. Следовательно эта возрастная группа людей не только не даст потомства, но и сама не вступит в воспроизводительный процесс. Не стоит забывать и о том, что один наркоман в год может вовлечь в свою среду не один десяток человек. Значит, большая часть сегодняшнего поколения 15-17-летних практически обречена.
Что касается другой группы риска в процессе распространения наркомании – студентов вузов, то здесь положение еще сложнее. Данные, полученные в результате исследования, позволяют заключить, что среди вузовской молодежи наркоманией охвачено в той или иной мере 30-45%, а по отдельным регионам и вузам цифра еще более удручающая.
Т.о., начинается процесс деградации значительной части тех, кто мог бы составить новую образованную и квалифицированную элиту государства, в которой оно, действительно, крайне нуждается.
Каковы же причины этого страшного явления? Что толкает на этот путь? Несомненно, общей причиной является само общественное развитие России в постсоветский период и связанные с этим экономические и социальные проблемы.
Но, попытаемся раскрыть некоторые причины роста детской и юношеской наркомании, близко касающиеся родителей, педагогов, всех наставников молодежи.
Традиционно принято считать, что фактором риска приобщения к одурманивающим веществам является неполная семья, где ребенка воспитывает один из родителей. Однако, как показывают многие социологические исследования, значительная часть подростков-наркоманов сегодня имеют обоих родителей. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а атмосфера, складывающаяся в ней, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.
Чаще всего и раньше всех начинают наркогенную жизнь несовершеннолетние из семей, где воспитывают по типу гипоопеки. Проще говоря, это те де6ти и подростки, которые предоставлены сами себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен социальным поведением отца или матери, а также деструкцией межличностных отношений и взаимодействий.
Однако в последнее время гипоопека все чаще оказывается связанной с иными причинами, имеющими социально-экономическую базу.
Взрослые основное время вынуждены проводить на работе, для того, чтобы обеспечить собственное чадо хотя бы самым необходимым. Прекрасно понимая, чем может грозить дефицит внимания ребенку, родители все же не в состоянии что-либо изменить. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим может крайне негативно отразиться на бюджете семьи. У большинства взрослых на общение с собственными детьми отводится не более нескольких часов в неделю, не считая, естественно, времени на кормление детей, хотя бы минимальный уход за ними и т.д. И дело здесь не в нерадивости отца или матери, не в отсутствии у них родительской привязанности или в неразвитости чувства ответственности, а в условиях жизни.
Особое место среди семей с гипоопекой занимают так называемые наркоманические семьи, где один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью. Вероятность приобщения к одурманиванию у детей из таких семей возрастает более чем в 2 раза. Сын и дочь с раннего детства имеют возможность наблюдать и даже осваивать на практике наркогенные тенденции, знакомиться со способами одурманивания. Вся жизнь семьи оказывается подчиненной наркотикам – она характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, деспотичностью отношений, вплоть до физической агрессии. В равной мере это относится к семье, где родители – оба или один из них – алкоголики.
Нередко единственным способом избавления от ежедневных скандалов, обид и унижений для ребенка становится уход в одурманивание. Дети наркозависимых, а стало быть, почти всегда очень бедных родителей (наркотики выкачивают все средства), не только очень рано приобщаются к одурманиванию, но и начинают свою наркогенную жизнь чаще всего с наиболее доступной, но весьма опасной формы наркотизации – с использования средств бытовой химии.
Конечно, в этих суждениях нельзя быть категоричным. Но судьба детей в таких семья трагична. И внимание, и забота, и даже вмешательство находящихся рядом, прежде всего педагогов очень нужны. Тем более, в жизнь вступает уже четвертое поколение детей «пьяных браков». Значительная часть этих детей предрасположена к пьянству, наркотикам и психотропным средствам.
Не менее опасен для развития наркогенных привычек несовершеннолетних прямо противоположный тип семьи – с гиперопекой в воспитании. В этом случае ребенка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Ребенок либо превращается в кумира семьи, чьи реальные и мнимые способности – предмет неистощимого восхищения, либо становится объектом постоянных притязаний и требований, которые он просто не в состоянии выполнить.
Привыкнув к постоянному контролю, этот ребенок подчиняется любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, они совершают даже те поступки, которые в душе считают неправильными, просто потому, что не умеют отказываться. Кроме того, такая психическая надломленность может привести к серьезным нервным срывам и даже к попыткам суицида.
Наркогенная жизнь гиперопекаемых несовершеннолетних обычно начинается несколько позже, чем у их гипоопекаемых сверстников. Как правило, происходит это в подростковом возрасте – в 13-16 лет. Причем здесь традиционными являются для начала анаша, марихуана, иногда идет в ход и бытовая химия. Хотя бывает, что начинают и с героина.
Есть у наркоманов своя классификация, определяемая материальными возможностями приобретения наркотиков. Дети богатых – элита наркоманов – употребляют героин. Средний класс пользуется гашишем, «пластиком». Бедные промышляют анашой и марихуаной. Самые обездоленные – дети из трудных семей, 8-10-летние пацаны – становятся «нюхачами», т.е. нюхают клей «Момент», ацетон, так как других возможностей у них нет. Как правило, эти ребята, несмотря на возраст, — единственные добытчики денег в семье. Отсюда независимость и полная убежденность в праве распоряжаться собственной жизнью. Такому токсикоману практически невозможно внушить, на сколько это ужасно – травить себя. У него еще нет страха ни перед деградацией, ни перед болезнью, ни перед смертью. Но он уже твердо знает, что никому не нужен и сам должен позаботиться о себе.
Именно семья тесно связана с наибольшей частью ближайшего социального окружения юного наркомана. Это соседи, родственники, знакомые, друзья семьи. 21% опрошенных школьников ответили, что среди знакомых их семей есть люди, употребляющие наркотики. Дети знают об этом. И если не сформировать у них соответствующую оценку этого факта, они будут воспринимать его как должное.
А ведь именно в этой среде вокруг наркомана создается та атмосфера, которая либо помогает осмыслить ему гибельность ситуации, искать и находить из нее выход, либо давит на него своим непониманием.
Жизнь устроена так, что в массе своей молодые люди не могут быть самостоятельными и ответственными за определенные реалии своего бытия – нет необходимого опыта. Хочется быстрее найти свое место в жизни, но пока многое не выходит, все места заняты. В этом противостоянии первыми не выдерживают молодые. И уходят от нас, иногда в прямом смысле – уходят из дома. Куда? Очень часто это бывает уход в мир наркотиков.
Отчуждение – оно возникает в семье, в школе. А сегодня отчуждение столь явно во взаимоотношении поколений, что его можно считать приметой времени.
Также в обществе стало устойчивым отношение к наркоманам как к преступникам. Это ведет к тому, что они неизбежно начинают чувствовать себя такими. Более 48% наркоманов ответили, что к ним применялись меры общественного воздействия.
Объективно роль педагогов всех рангов сейчас значительнее, чем в минувшие годы. Добровольно занимаются домашним хозяйством матери, либо потерявшие работу, либо не работавшие раньше, но желающие найти работу. А просто не работать и заниматься делами семьи под силу сейчас очень немногим. И у мужчин нагрузка существенно увеличилась. Вот и получается, что учителям, воспитателям, наставникам приходится выправлять, если еще возможно, огрехи домашнего воспитания, во многом его восполнять. Эта проблема не нова, но сегодня она приобрела столь острый характер, что о ней надо говорить со всей силой. Все это происходит после распада молодежных организаций, разрушения социально-бытовой инфраструктуры, обеспечивающей развитие детей и юношества.
Усиленного внимания требуют дети-сироты, особенно социальные сироты. Таких детей в общем числе сирот в России 95%. Свыше 200 тысяч детей содержатся в сиротских учреждениях (детских домах). Из них ежегодно убегают до 10% воспитанников, ведь там совсем не сладкая жизнь. У нас много различных учреждений, комитетов, фондов, предназначенных для работы с детьми, улучшения их положения, условий жизни и воспитания, но они не дают нужных результатов.
Из множества причин, порождающих детскую наркоманию, назовем еще одну, вызванную научно-техническим прогрессом. С самой неожиданной стороны раскрывается в свете проблем наркомании безобидный, на первый взгляд, компьютер. Уже нельзя игнорировать тот факт, что глобальная информационная сеть Интернет, опутавшая планету, активно используется наркомафией. Об этом говорят исследования, проведенные специалистами Всероссийского научно-исследовательского института МВД России. Несколько месяцев покопавшись в Интернете, они установили, что в сети на разных языках мира располагается большое количество информации, связанной с темой наркотиков. Многие интернетовские странички откровенно и цинично стремятся открыть дорогу в мир дурмана. Можно найти информацию о том, как и из чего приготовить наркотик, получить урок распространения зелья, что нужно делать и как себя вести при задержании милиции и т.д.
Т.о., можно сделать вывод о том, что перед нами стоит огромная задача по борьбе с наркоманией, особенно в молодежной сфере, которую под силу решить, взявшись за нее только всем миром.