Страхование от несчастных случаев
По классификации Росстрахнадзора вторая подотрасль в отрасли «личное страхование» носит название «страхование от несчастных случаев и болезней».
Страхование от несчастных случаев и болезней представляет собой совокупность видов личного страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам (обеспечению) в фиксированной сумме либо в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных наступлением страхового случая. При этом возможна комбинация обоих видов выплат.
В объем ответственности страховщика по договорам страхования от несчастных случаев и болезней включаются обязанности произвести обусловленную договором страхования или законом страховую выплату (обеспечение) при наступлении следующих случаев:
— нанесение вреда здоровью застрахованного вследствие несчастного случая или болезни;
— смерть застрахованного в результате несчастного случая или болезни;
— постоянная или временная утрата трудоспособности (общей или профессиональной) в результате несчастного случая и болезни, за исключением видов страхования, относящихся к подотрасли «медицинское страхование».
Ключевым в страховании данной подотрасли является понятие «несчастный случай». Необходимо отметить, что до настоящего времени это понятие законодательно не закреплено.
По определению К.И.Пылова (1993 г.), несчастным случаем «признаются внезапные, непреднамеренные и непредвиденные для страхователя и застрахованного лица обстоятельства, происшедшие в период действия договора и сопровождающиеся ранениями, увечьями или иными подобными повреждениями, приведшими к расстройству здоровья, полной или частичной утрате трудоспособности или смерти застрахованного лица».
При страховании лиц отдельных профессиональных категорий (служащих государственных учреждений, военнослужащих, работников железнодорожного транспорта и др.) в качестве страхователя выступает государство. Такое страхование обычно проводится в обязательной форме, является социальным страхованием и проводится в соответствии с действующим законодательством.
В качестве примера приведем Закон «О милиции» (1992 г.). В соответствии со статьей 29 все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. В случае гибели сотрудника милиции в связи с осуществлением служебной деятельности либо смерти до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения, контузии, заболевания, полученных в период прохождения службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. При получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета. В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в названной статьей основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств ведомств и предприятий, заключивших с милицией договоры.
Как видно из приведенной статьи, в Законе «О милиции», в частности, определены условия наступления выплаты страхового обеспечения (страховые случаи), объем страхового обеспечения, источники финансирования, указаны выгодоприобрета-тели.
В работе с клиентами других профессиональных категорий специалист по социальной работе будет руководствоваться Законами Российской Федерации «О внешней разведке», «О федеральных органах государственной безопасности», «О статусе судей в Российской Федерации» и другими.
Страховые тарифы взносов по социальному страхованию определяются Законом Российской Федерации «О страховых тарифах взносов в фонд социального страхования, в государственный фонд занятости населения и на обязательное медицинское страхование граждан». В последние годы законодательно страховые тарифы определяются ежеквартально. В настоящее время установлен страховой тариф взносов в фонд социального страхования для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности в размере 5,4 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
В то же время от уплаты страховых взносов в фонд социального страхования и государственный фонд занятости населения закон освобождает организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.
При добровольной форме личного страхования величина страхового обеспечения определяется по соглашению страхователя и страховщика, расчет страховой премии производится в соответствии со страховыми тарифами. Договоры добровольного страхования от несчастных случаев являются краткосрочными. Поэтому при построении тарифных ставок по этим видам страхования используются методы исчисления тарифов по краткосрочным видам, т.е. основанные на определении вероятности страхового события, без учета нормы доходности по инвестируемым временно свободным средствам страховых фондов (резервов). Заключение договора страхования от несчастных случаев на срок более одного года не требует расчета тарифа, как по долгосрочному страхованию жизни. Тариф считается аналогично краткосрочному годовому страхованию. Возможность предоставления скидки со взноса в случае его единовременной уплаты по договорам, заключенным сроком более, чем на три года, обусловлена относительным снижением риска наступления страхового события [Левант Н. А., 1994]. Таким образом, целесообразная организация страхования от несчастного случая базируется на статистике несчастных случаев, которая показывает, как они распределяются по временам года, месяцам, дням недели.
Однако наступление несчастных случаев не имеет такой четкой закономерности и плавности, как процессы вымирания определенного поколения, отражаемые в таблицах смертности. Часто встречаются катастрофы, которые сводят на нет результаты актуарных расчетов для данного вида страхования. Практика показывает, что наиболее оправданным является подход, при котором в основу определения вероятности наступления несчастного случая положена профессиональная деятельность застрахованного контингента. Этому подходу способствует также и законодательство многих стран, возлагающее гражданскую ответственность за несчастные случаи, возникшие в процессе трудовой деятельности, на работодателей. Последнее заставляет их выступать в качестве страхователей для защиты своих собственных финансовых интересов при возникновении несчастных случаев с работниками их предприятий.
Размер тарифной ставки по страхованию от несчастных случаев рассчитывается со ста рублей страховой суммы (обеспечения). В качестве примера приведем часть таблицы с установленными тарифными ставками по страхованию жизни по К-И.Пылову (1992 г.).
Для расчета величины страховой премии необходимо сумму страхового обеспечения разделить на 100 (т.к. ставка рассчитана на 100 руб.) и умножить на страховой тариф.
Как ухе отмечалось, при наступлении страхового случая страховое обеспечение (выплата) может производиться как в фиксированной сумме (пример обязательного страхования работников милиции), так и в виде частной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных наступлением страхового случая в соответствии с условиями договора добровольного страхования.
Для иллюстрации приводим таблицу процентных выплат в случае утраты общей трудоспособности по К.И.Пылову (1993 г.).
Потеря или лишение функциональной деятельности различных органов влечет за собой различную величину выплаты страхового обеспечения. При получении застрахованным инвалидности в результате несчастного случая страховщик выплачивает страховое обеспечение в долях от размера страховой суммы. Например, при установлении медико-социальной экспертизой инвалидности I группы -100%, II группы – 50%, III группы – 25%.
При временной утрате трудоспособности объем страхового обеспечения может быть связан с ее длительностью. Так, при сроке нетрудоспособности от 10 до 20 суток страховое обеспечение может выплачиваться в размере 25% от страховой суммы. При увеличении длительности временной нетрудоспособности до 30 суток – 35%, а более 30 суток – 45%. Эти цифры мы приводим условно. Конкретные величины страхового обеспечения устанавливаются по обоюдному согласию страхователя и страховщика в договоре страхования. Случаи ограничения или отказа в выплате страхового обеспечения также должны быть отражены в договоре страхования.
В своей практической деятельности специалисту по социальной работе следует иметь в виду, что при выплате страхового обеспечения в связи с постоянной полной или частичной утратой (потерей) функциональной деятельности поврежденного органа из этого обеспечения удерживается сумма, которая была выплачена ранее в связи с этим повреждением. Такое же условие действует и при выплате страхового обеспечения в случае смерти застрахованного лица.
Общая сумма выплат страхового обеспечения в связи с последствиями нескольких повреждений в течение срока страхования не может превышать страховую сумму, установленную в договоре.
Как и для всех видов личного страхования, страховое обеспечение по факту реализации несчастного случая выплачивается независимо от сумм, причитающихся застрахованному по другим договорам личного страхования, а также по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда.