Основные категории профессиональной этики
Профессиональная этика — наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, которые соответствуют сущности профессии и обеспечивают должный характер взаимоотношений между людьми в процессе профессиональной деятельности.
Профессиональная этика вместе с тем — это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.
П.Э. возникает первоначально как явление обыденного сознания, в дальнейшем развивается уже на основе осмысления и обобщения практики представителей профессиональной группы. Эти обобщения систематизируются в виде кодексов, которые заключают в себе не только требования к содержанию и результатам деятельности, но и к отношениям, возникающим в процессе деятельности.
В практике повседневной деятельности П.Э. представляет собой совокупность норм поведения специалистов.
Объектом изучения этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом — возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.
Основными категориями ЭСР являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.
Основные этические отношения в социальной работе, возникающие в процессе профессиональной деятельности, заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы “человек — Среда”. Это:
- отношения между социальными работниками как членами коллектива,
- отношения “социальный работник — клиент”,
- “социальный работник — социальное окружение клиентов”,
- “ социальный работник — различного рода учреждения, организации, частные лица”,
- отношения, возникающие между институтом социальная работа как одной из государственных структур и другими государственными организациями, государством и обществом в целом.
Этические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов, лежащих в основе социальной работе; моральных качеств, которыми должен обладать социальный работник; постоянного самоконтроля специалистов в их деятельности.
Этическое сознание социального работника представляет собой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это осознание того, что высшим мерилом ценности поступка является благо общества и клиентов социальной работы, а так как эта деятельность предоставляет социальному работнику возможность принести пользу и тем самым реализовать свои собственные нравственные установки, то значит, с точки зрения нравственности, это благо и для него самого.
Этические действия. Социальная работа — вид деятельности. Мы знаем, что любой вид деятельности можно представить следующей структурой: субъект и объект деятельности, цель, мотивация/ принципы деятельности, средства достижения цели и конечный результат. Этические действия — это действия, которые могут получить оценку в соответствии с критериями профессиональных моральных норм и нравственных представлений общества. с этой точки зрения охарактеризуем основные элементы социальной работы как вида деятельности.
Субъектом деятельности в социальной работе являются непосредственно социальные работники, социальные службы и организации. Их этическое регламентируется Этическим кодексом социальной работы. Объект деятельности — лица, нуждающиеся в социальной защите.
Цели. Цель, которую ставит перед собой социальный работник, в общем виде можно выразить формулой: “способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента”. Однако не всегда цель, поставленная клиентом, является достижимой — на это могут влиять такие факторы, как возможности системы социальной защиты и конкретной социальной службы, этичность цели и другие факторы. В том случае, если социальный работник оценил возможную ценность результатов работы для клиента, его социального окружения, для общества в целом как отрицательную, сочтет возможным не предпринимать действий по реализации этой цели или изменить цель, он должен тщательно аргументировать свое мнение и доказать его правильность клиенту.
Мотивация (внутренние побуждения к деятельности). Социальный работник всегда воспринимает свою деятельность с точки зрения не только общечеловеческих или профессиональных ценностей, но и исходя из собственной системы ценностей. Если социальный работник как личность чувствует потребность быть нужным людям, если он готов защитить слабого, если он радуется благополучию своего клиента и гордиться его успехами, то можно говорить, что внутренняя положительная мотивация имеет место. Если присутствует только внешняя мотивация — например, удобный режим работы, зарплата и т.п. — то деятельность будет менее эффективной.
Легитимизация — правовое обоснование, принципы, на которые социальный работник или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. Это нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учреждения, органов соцзащиты и их работников (законы, должностные инструкции, Положения о социальной организации, федеральная или местная социальная программа, договор с клиентом и т.п.). В любом случае содержание этого документа должно отвечать критериям нравственности.
Средства. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства — материальные и духовные. Главный этический принцип при этом — “не навреди”. Однако необходимо помнить, что “использование деструктивных средств приводит к трансформации и самой цели” (Фромм Э. Психоанализ и этика” -М., 1993. -С.152). Несмотря на то, что цель, поставленная социальным работником может быть высокоморальной, несоответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.
Действия. Действия должны осуществляться на основе уважения к клиенту и лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Несмотря на то, что клиент — полноправный участник совместной деятельности по решению его проблемы, ответственность по реализации цели всегда полностью возлагается на социального работника.
Конечный результат. Результат — это естественный ожидаемый продукт деятельности. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от результата планируемого — это зависит и от объективных, и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т.е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он также должен хорошо знать о возможных объективных препятствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе разработки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении.
Таким образом, целью Э.С.Р. является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, задачей — нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы, формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.