Причины противоправного поведения
Среди исследователей нет единого мнения по поводу причин противоправного поведения молодежи. Социальные работники должны оценивать теорию с точки зрения логики, концептуальной ясности и способности генерировать эффективные программы. Согласно многим теориям, преступления совершаются из-за нарушений в социальной жизни общества. При этом различие в том, что касается правонарушений со стороны девочек и мальчиков, состоит лишь в ожидании послушного поведения от первых и агрессивного — от вторых. Очевидно, что зависимая роль несовершеннолетних на рынке труда, сегрегация в школе должны рассматриваться как предвестники антиобщественного поведения. И, наконец, в условиях существования расовых предрассудков, дискриминации меньшинств вполне вероятен всплеск криминального поведения.
Дж. Р. Клюгель (1983) указывает на возможность «фундаментальной атрибутивной ошибки», которая заключается в недооценке ситуационных и социальных причин, определяющих криминальное поведение. Прежде чем принять точку зрения Дж. Р. Клюгеля, необходимо сделать две оговорки.
Во-первых, существуют причины, по которым социологический подход к объяснению правонарушений может оказаться более уместным, чем психологический, и наоборот. Социальные теории в большой степени приспособлены к нормативному подсчету случаев и попыток правонарушений; они принимают во внимание расу, класс, пол, религиозную ориентацию правонарушителя. В то же время психологический подход более приемлем для выявления причин вовлечения в противоправные действия, ответа на вопрос, почему конкретный ребенок или подросток нарушает закон. Если это так, то психологические теории представляют особый интерес для практической деятельности.
Вторая оговорка заключается в том, что при любой форме правонарушения одни факторы, предопределяющие проступок, могут быть более вероятными, чем другие. Напримеp, семейный фактор более вероятен при нарушениях общественного порядка, а экономический — при серьезных имущественных и насильственных преступлениях. Следовательно, не должны вызывать удивления превентивные программы для этнических и расовых меньшинств, направленные на повышение уровня занятости, общественное развитие, и программы для молодежи, укрепляющие семью.
Теории часто находятся в противоречии по отношению одна к другой, поскольку их защитники расходятся во взглядах на общество и природу человека. Пример можно обнаружить в «радикальной криминологии», где состав преступления, его мотивация, характер обращения с теми, кому преступление вменяется в вину, определяются, исходя из проблем классового общества и классовых конфликтов, при этом неравные возможности капиталистического общества создают социальное напряжение, которое приводит в свою очередь к правонарушениям.
Другой пример несовместимости — точка зрения на человеческую природу. Согласно многим психологическим дисциплинам («психодинамичной» теории, например), причиной правонарушений является психопатология, при этом в качестве способа их предупреждения рекомендуется лечение. В то же время экономические теории предлагают рациональный выбор модели поведения человека и подчеркивают, что отсутствие превентивных программ увеличивает риск возникновения криминального поведения.
Наряду с наличием расхождений наблюдается и определенная согласованность различных теорий, особенно когда концепции криминального поведения учитывают последовательность и направление исследований:
от макро- к микроуровню, от общества к общине, к семье и, наконец, к индивидуальным факторам. Например, зная, что несовершеннолетние охотнее проводят время среди сверстников, чем в семье, можно ожидать, что жизнь общины сыграет свою роль в борьбе с проявлениями противоправного поведения молодежи. Экологические теории, теория культурного отклонения, трансмиссионная теория, теория дифференциальной ассоциации, структурная теория, теории о роли школ указывают на важность наличия социальных институтов и групп сверстников, остро реагирующих на возникновение стрессовых ситуаций в современном обществе. Социальное взаимодействие создает предпосылки как законопослушного, так и антисоциального поведения. Эти теории поддерживают усилия, направленные на снижение социального напряжения в обществе и изменение представлений о ценностях внутри общины или группы сверстников.
Многие исследователи считают, что внутрисемейная жизнь выступает важной переменной, которая определяет качество отношений «родители—дети». Противоправное поведение не обязательно преобладает в неполных семьях, в семьях, где оба родителя работают или разведены. Однако правонарушения с большей вероятностью возникают там, где отсутствует привязанность членов
семьи друг к другу и где имеет место физическая и сексуальная распущенность, где наблюдается недостаток общения с родителями, ослаблен родительский надзор. Усиление социального, общинного, группового влияния, а также влияния устойчивой в моральном плане семьи может выступить в качестве буфера, смягчающего социально обусловленный стресс, и предоставить молодежи выбор, исключающий правонарушения.
Психологическая динамика правонарушений еще недостаточно изучена. Страдают ли правонарушители от недостатка тепла и заботы, или же это люди рационального склада, пытающиеся найти свой обычный интерес? Выводы, содержащиеся в показаниях правонарушителей, свидетельствуют о том, что нелегко провести различие между правонарушителем и не правонарушителем. В нескольких обзорах отмечалась серьезная неудача психологов, пытавшихся выделить чистый криминальный тип.
Недавние исследования указывают на такие психологические факторы, влияющие на возможность преступления, как негативное представление правонарушителя о самом себе, посредственные умственные способности, недостаточное духовное развитие. В целом выявляются обстоятельства, которые делают молодых людей более уязвимыми в условиях социальной напряженности и провоцируют отступление от общепринятых норм социального поведения. Теория социального контроля, разработанная Т. Хирши (1969), привлекает особое внимание. Используя данные показаний, Т. Хирши обнаружил, что лица, нарушающие закон, в меньшей степени привязаны к родителям/не привержены идеалам детства, мало занимались свойственной их возрасту деятельностью, испытывают меньшее уважение к закону и порядку. Эти выводы присутствуют и в других исследованиях, но не всегда в такой последовательности.
В заключение можно сказать, что теории противоправного поведения содержат как различные, так и дополняющие друг друга точки зрения. Эффективное предупреждение правонарушений и реабилитация зависят не от существования одной специфической службы, а от ряда подобных служб. В этом отношении определяющее значение имеют:
борьба за справедливые законы и их неукоснительное проведение в жизнь; обеспечение равноправного общественного развития и экономических возможностей; работа по перевоспитанию асоциальных групп детей и подростков; поощрение привязанности к семье; улучшение качества обучения и профессиональной подготовки; развитие навыков, помогающих в разрешении жизненных проблем.