Малое предпринимательство как форма трудоустройства
1. Перспективы малого предпринимательства.
С началом перехода российской экономики на рыночные рельсы всё интенсивнее рассматривается и обсуждается тема малого предпринимательства. С ним во многом связываются возможности успеха социально-экономической трансформации — создание рыночной среды, формирование «среднего класса», становление эффективных собственников, улучшение структуры народного хозяйства и другие носящие прогрессивный характер преобразования. В их ряду, как правило, значительное место отводится и потенциалу малого предпринимательства в положительном решении острой для любой рыночной системы (тем более становящейся) проблемы занятости. Об этом потенциале и пойдёт речь.
Становление в нашей стране рыночной экономики ознаменовалось, в частности, переходом скрытой безработицы в открытую, явную. Определить с достаточной точностью её размеры сейчас крайне трудно — как из-за того, что соответствующая система учёта ещё только складывается, так и вследствие общей сложности и противоречивости процессов, протекающих в российской экономике. Вместе с тем, материалы Госкомстата России и официальной статистики службы занятости могут дать определённое представление о динамике безработицы в России.
Из материалов Госкомстата видно, что и для России проблема безработицы становится острой, поскольку возрастают как абсолютные, так и относительные её показатели (а если учесть лиц, не полностью занятых на производстве, можно утверждать, что безработных в стране в первом квартале 1996 года было 10 миллионов, или 13,5% экономически активного населения). По мнению экспертов Министерства труда России, в 2000 году количество безработных в России должно было составить 7,5 млн. человек. Официальные данные на 2004 год – 8 млн. безработных, а фактическая цифра составляет 10-15 млн. человек.
Текущие показатели и предложения на перспективу можно, конечно, оценивать по-разному, однако ясно, во-первых, что безработица и уже сегодня, и, тем более, в будущем должна составить важнейший объект социально-экономической политики.
Во вторых, надо стремиться к тому, чтобы не выпустить безработицу из рамок «полной занятости» (под которыми на Западе понимается норма безработицы в пределах 3-6% экономически, активного, населения, и не дать ей перерасти в « чрезмерную безработицу» с её непредсказуемыми последствиями. В определении путей решения этой задачи нельзя, если руководствоваться экономическим здравым смыслом и богатым мировым опытом развития рыночных отношений, не обратиться к малому предпринимательству.
2. Малое предпринимательство в решении проблем занятости безработных.
В развитых странах малый бизнес привлекает до 50-60% работоспособного населения и формирует до 70-80% новых рабочих мест, на его долю приходится от 20до 60% валового национального продукта. Значительна его роль и в формировании и реализации
достижений современного научно-технического прогресса. В США, например, на малый бизнес приходится около 50% всех научно-технических разработок. Имея возможность быстро приспосабливаться к изменениям потребительского спроса, малое предпринимательство придаёт рыночной экономике необходимую гибкость. Всё это позволяет ему выступать генератором новых рабочих мест.
В более конкретной постановке особенности малого предпринимательства, благоприятствующие росту занятости, таковы. Во-первых, малое предпринимательство, способно, быстро создавать новые рабочие места низкой капиталоёмкости, затраты капитала в расчёте на одно рабочее место в малых предприятиях, как правило, существенно ниже, чем в крупных. Во-вторых, для малых предприятий характерно и более низкое техническое оснащение т.е. на единицу используемых средств — производства здесь приходится больше единиц труда, чем на крупных предприятиях. В-третьих, специфика малых предприятий проявляется в отсутствии в них усложнённых управленческих структур, что облегчает процесс образования таких предприятий. В-четвёртых, малый бизнес притягателен для деятельных людей, ибо предоставляет значительные возможности для проявления инициативы, творческой активности. В-пятых, на малых фирмах широко распространены гибкие условия труда и найма (неполные рабочий день или неделя, скользящий график труда, совместительство и т.п.), что также весьма привлекательно для многих работников.
Эти и другие обстоятельства обусловливают тот факт, что малое предпринимательство в развитой рыночной экономике выступает как решающая сфера обеспечения занятости населения.
Так, если на американских малых предприятиях за период с 1975 по 2000 годы занятость в абсолютном выражении увеличилась на 82,3% (с 40,7 до 74,2 млн. человек), то на крупных предприятиях она возросла лишь на 30,3% (с 14,2 до 18,5 млн. человек).
Чтобы представить функцию малого предпринимательства по созданию новых рабочих мест ещё, более предметно, имеет смысл сопоставить их прирост на малых предприятиях и на предприятиях крупного бизнеса США.
Основной вытекающий из сопоставления вывод: за рассмотренные 25 лет малый бизнес обеспечил около двух третей общего прироста рабочих мест. В отдельные годы и крупные предприятия играли весьма существенную роль в процессе создания новых рабочих мест. Тем не менее, в целом за рассматриваемый период доля крупного бизнеса в этом процессе едва превысила треть — 35,3%.
Обращает на себя внимание и значительная неравномерность прироста новых рабочих мест, как в малом, так и в крупном бизнесе. Так, если в 1986-1987 годах малый бизнес не дотянул и до половины общего прироста рабочих мест (44,9%), то в 1998-2000годах, он не только обеспечил весь этот прирост, но и сумел компенсировать существенное сокращение занятости в секторе крупного бизнеса (на 501 тыс, человек).
Характерно, далее, то, что за максимальными значениями долей того или иного сектора экономики в обеспечении прироста новых
рабочих мест наступает, как правило, их сокращение, подчас весьма резкое. Так, вслед за максимальным вкладом крупного бизнеса в формирование новых рабочих мест в 1978 — 1979 годах (54,9%) и в 1986 — 1987 годах (55,1%) произошло резкое сокращение этого вклада в последующие периоды: в 1980 — 1981 годах до 4,5%и в 1988 — 1990 годах — до минус 18,8%. Вклад малого бизнеса более стабилен. За рассматриваемые годы он не падал ниже 44,9%.Но и для него характерно снижение доли прироста занятых после достижения максимальных значений данного показателя. После 1980-1981 годов, когда малый бизнес дал 95,5% общего прироста рабочих мест, его доля снижалась на протяжении трёх периодов, пока не достигла минимального уровня (44,9% в 1986-1987годах). Однако в последующий период (1988-1990 годов) наблюдалось резкое увеличение доли малого предпринимательства.
Примечательно, что значение различных видов малого бизнеса в генирировании новых рабочих мест далеко не одинаково. Наибольшую роль в данном отношении играют малые предприятия, имеющие численность занятых до 20 человек, т.е.»мелкий бизнес».
Растущее значение малого бизнеса в решении проблемы занятости обнаруживается и при исследовании российских статистических данных — при всей их неполноте и недостаточной достоверности.
Данные социологических опросов убедительно свидетельствуют о том, что количество занятых на малых предприятиях в России имеет тенденцию к увеличению. Повышается и доля таких предприятий в общей численности занятого населения. Следует, впрочем, считаться с тем, что происходит сокращение общего объёма
занятости в народном хозяйстве. Но и на этом фоне налицо более, чем удвоение числа занятых на малых предприятиях России всего за два года (2001-2003).
Развитию малого предпринимательства в нашей стране противодействует немало факторов. До сих пор не понята его стратегическая роль в становлении рыночной экономики и её нормальном функционировании. Конечно, дело не сводится только к этому. Есть другие препятствия: несовершенство законодательства в отношении малого предпринимательства, слабое развитие инфраструктуры малого бизнеса и т.д.
В этом контексте нельзя не согласиться с заявлением мэра Москвы Ю.М. Лужкова о том, что «способность малого бизнеса быть движущей силой рыночной реформы ещё не осознанна обществом в полной мере и пока практически не востребована экономической политикой правительства. Сегодня в России отсутствует не только стратегия использования малого предпринимательства для целей построения «социального рыночного хозяйства», но и вообще какая либо последовательная государственная политика в отношении этого слоя населения. Сформировав такую стратегию, разработав и осуществив в полной мере государственную поддержку малого бизнеса можно использовать огромные возможности малого предпринимательства в генерировании и рационализации занятости населения России.
3. Влияние малого предпринимательства на трудоустройство в России.
Малый бизнес дал работу миллионам россиян. По данным на 1998 год на малых предприятиях трудилось почти 12,4% общей численности занятого населения России. Наибольшая доля приходилась на строительство (31% работавших на малых предприятиях), промышленность (28%), торговлю и общественное питание(26%). Подавляющее большинство занятых в этом секторе трудилось на негосударственных предприятиях (88%), особенно в торговле (94%) и рыночной инфраструктуре (96%).
В 2000 году с учётом временно занятых и членов их семей почти 18% населения России так или иначе была связана с малым бизнесом, около 25-26 миллионов человек частично или полностью живут на доходы от малого предпринимательства.
Малые предприятия характеризуются малочисленностью занятых, причём этот показатель имеет тенденцию к снижению.
Кроме постоянно работающих, в сфере малого предпринимательства в 1998 году трудилось 6,7 миллионов вторично занятых. Активное привлечение граждан к работе на условиях совместительства, договора подряда и других договоров гражданско-правового характера вообще является характерной чертой малого предпринимательства. В ряде отраслей подобная форма сотрудничества стала преобладающей или, по крайней мере, приоритетной. В науке и научном обслуживании, например, число вторично занятых в 3,5 раза превышает среднесписочную численность работников; в строительстве эта категория составляла
более половины всех занятых на малых предприятиях данного профиля.
Использование труда на началах вторичной занятости являет собой новую тенденцию в становлении российского рынка. Создавая новые рабочие места, малые предприятия сглаживают остроту социальных конфликтов, вызванных скрытой безработицей, переходом на неполный рабочий день и высвобождением работников в государственном секторе. В сфере малого бизнеса зарегистрировано более 70 тысяч предприятий у которых отсутствует постоянный штат.
Малое предпринимательство создаёт ныне 10-12% валового выпуска России, на его долю приходится 4% всей промышленной продукции, 23% подрядных строительных работ. В 2003 году малыми предприятиями оказано услуг и произведено продукции по основному виду деятельности на сумму около 300 млрд. днм. рублей, что составляет 7% от всего объёма оказанных услуг и произведённой продукции.
В целом можно отметить, что все промышленно — развитые страны мира в структуре своей экономики имеют хорошо развитое малое предпринимательство. В странах запада на стороне малого предпринимательства стоит закон, развитая банковская система и государство. В России только происходит становление самостоятельной экономической инициативы. Нужно также сказать и о том ,что малое предпринимательство играет существенную роль в становлении среднего класса и развитого общества.