Технология программно-целевого проектирования
Важную роль в социальной работе может сыграть технология программно-целевого проектирования, направленная на выработку организационных моделей решения социальных проблем, координирование механизмов их реализации. Применение в социальной практике таких технологий для проектирования развития системы учреждений социального обслуживания в силу их комплексной природы, сочетания определенности и гибкости может обеспечить ее долгосрочные перспективы и функциональную насыщенность.
Технологическая схема проектирования позволяет сформулировать исходные цели, проанализировать современное положение дел и данные, полученные на основе экспертных заключение и поисковых прогнозов, выявить альтернативные варианты решения задач и оценить их в соответствии с критериями непротиворечивости, совместимости с программами других продуцентов социальных программ, комплексности, интегративности. ресурсной достаточности.
Выработка алгоритмов разрешения социальных проблем не может производиться без учета и соблюдения основных принципов прогнозного проектирования:
•принцип научного обоснования нормативной модели решения:
•принцип научного обоснования эксплоративной модели решения;
•принцип социальной целесообразности и целеобусловленности, предполагающий соответствие ожидаемых эффектов нормативным (ценностным) целям общественного развития;
•принцип социально-воспроизводственной ценности и соразмерности проектируемых перемен человеку, его физиологической, психической и социальной природе;
•принцип комплексности, интегративности. сопоставления различных видов моделей;
•принцип реалистичности и реализуемости, предполагающий не только адекватное выдвижение целей, но и опору на действительные, поддающиеся учету социальные ресурсы.
Процесс проектирования начинается с постановки целей, которые должны быть достигнуты в ходе решения данной задачи. Цель деятельности – это, во-первых, идеальное представление о результате, новом, измененном состоянии системы. которые должны получиться в итоге всей деятельности. Во-вторых, в силу такого своего качества, цель одновременно является и сильнейшим побудителем, сверхзадачей, которая отпечатывается в сознании человека и заставляет его продвигаться вперед без отклонения в сторону. В деятельности социального менеджера, руководителя органа социального управления или учреждения социальной службы такая сверхзадача-цель заставляет преодолевать препятствия, неприступные при слабой мотивации, поддерживать работоспособность на всем протяжении реализации программы, несмотря на возможную усталость и угасание энтузиазма, стимулирует привлечение сотрудников и соратников и делегирование им части полномочий по осуществлению проекта. В результате каждый участник по итогам изменений в конце каждого определенного периода будет оценивать прогресс трансформируемого объекта, а следовательно, эффективность своих собственных усилий.
При постановке целей следует придерживаться определенных правил:
• цели и задачи должны быть максимально нагружены, но достижимы;
• все цели должны быть четко распределены во времени и иметь конкретное выражение;
• характер целей должен отвечать характеру и предназначению деятельности организации;
• цели должны быть реальны, иначе психологически они теряют свой смысл в качестве мотиваторов.
Проект развития должен предусматривать возможность и объем привлечения инвестиций, которые с точки зрения всей социальной системы должны рассматриваться как капиталовложения на мезоуровне, связующем микроуровень повседневной жизни населения соответствующей территории и макроуровень социальной политики государства. Эту системную связь можно представлять действующей в рамках некоей вертикали, на одном конце которой представлены органы государственного управления с их широкими социальными целями (проблемы стабилизации, а затем и ускорения социально-экономического развития, регулирования распределения и потребления, справедливого распределения социальных благ и услуг, вопросы занятости, сохранение окружающей среды, улучшение здравоохранения, проблемы доступа к образованию и культуре и др). На противоположном конце — индивиды, которые питают надежду на достижение собственного благополучия (которое включает в себя не только материальные, но и духовные, в том числе, моральные, факторы).
Механизмом связи между ними и являются разнообразные социальные проекты, которые могут различаться по масштабам, заявленным целям и методам их разрешения. Неразрывность такой вертикальной связи требует очень тщательного анализа целей и задач проекта, исследования возможностей ресурсного обеспечения его осуществления.
Ибо к числу основных задач проекта относится, кроме всего прочего, формирование вертикальной проницаемости социума, налаживание эффективных связей между активной инициативой «снизу вверх» (участием населения в разработке и реализации локальной социальной политики, контроле за ее осуществлением) и четкой направленностью волевых и управленческих импульсов «сверху вниз» (политические, правовые акты, организационные меры, инвестиции, осуществляемые государством). Социальный проект должен способствовать созданию континуального поля для двух этих взаимосвязанных, но взаимопротивоположных процессов.
Избираемые инициаторами проекта цели должны базироваться на постулатах новой парадигмы приоритетов общественного развития, являющихся атрибутами правового гражданского общества и социального государства.
К их числу относятся:
приоритетность личностного начала над групповым;
ориентация процессов управления и самоуправления на высокое качество жизни;
определение основных видов социальных услуг, социальной помощи и поддержки, гарантируемых населению государством;
активное использование начал местного самоуправления в выработке и реализации социальной политики на локальном уровне;
повелительная необходимость непрерывного повышения квалификации и профессионализма кадров социальной сферы и т.д.
Классификация целей
1. Содержание
Социальные, экономические, организационные, технические, научно-технические, политические, комплексные
2. Приоритетность
Главные (основные, ключевые, основополагающие); второстепенные (неглавные, побочные, вспомогательные)
3. Длительность (период реализации)
Стратегические, тактические, оперативные, текущие
4. Форма фиксации
Официально предъявленные, подразумевающиеся
5. Потребность
Желательные, нежелательные, надуманные
6. Степень обоснованности
Обоснованные, слабо (недостаточно) обоснованные, необоснованные
7. Реалистичность
Реальные (реалистичные), осуществимые; нереалистичные, неосуществимые
8. Уровни управления
Общегосударственные (федеральные), отраслевые, региональные, на уровне учреж-дения (организации), их структурных единиц
9. Политический смысл
Фактически выполняемые, разумные; Декларируемые, провозглашаемые
10. Объем
Общие, частные, локальные
11. Характер
Конечные, промежуточные
12 Степень выполнения
Выполненные (достигнутые) полностью, частично (в какой-то мере), невыполненные
К сожалению, видимая ясность и «самоочевидность» выбора целей может быть иллюзорной: на стадии выбора целей нередки достаточно типичные ошибки, свойственные руководителям социальной отрасли или учреждений социального обслуживания.
Правильное и неправильное поведение при формулировке целей социального проектирования
Типичные ошибки
Весь объем задач не разделяется на главные и второстепенные; смещается перспектива деятельности
Поставленная задача не увязывается с необходимым ресурсным обеспечением
При формулировании задач используется витиеватый, путаный язык, не способствующий ее пониманию исполнителями; неоправданно прибегают к морально-эмоциональным оценкам, политическим декларациям
Даются подробные советы и детализированные указания относительно способов выполнения задач, которые могут во многом уже не соответствовать изменившимся условиям
Упускается вопрос о кадрах, которые будут выполнять проект, не определяются лица, руководящие деятельностью и несущие за нее персональную ответственность
Не указывается срок исполнения проекта в целом и его промежуточных этапов
Верные действия
Задачи ранжируются на главные и второстепенные с концентрацией внимания и ресурсов на главных
Задача увязывается с требующимися материальными, организационными, кадровыми ресурсами
Формулировка задач должна быть организационно недвусмысленной, понятной для того (тех), кто отвечает за ее выполнение
Для опытных исполнителей не требуются подробные указания и мелочные советы; в связи с непрерывной изменчивостью внешних условий у исполнителей должна быть определенная свобода в действиях
Назначаются руководители проекта в целом и отдельных его этапов, определяется круг исполнителей, которые вовлекаются ( или могут быть вовлечены при необходимости) в работу
Устанавливается срок или период выполнения задачи, достижения поставленной цели
После того, как избраны цели, технологический процесс требует перехода к следующему этапу — оценке текущего состояния объекта социального трансформирования. Это может бить состояние, структура или деятельность системы социальных служб или конкретного учреждения социального обслуживания. Эта оценка проводится в соответствии с системой определенных критериев, выбор которых зависит в значительной степени от цели будущей деятельности.
В настоящее время нет единой системы методики оценки эффективности и качества деятельности учреждений социального обслуживания или системы социальных услуг на территории. Все предлагаемые совокупности оценок не являются комплексными, они охватывают лишь одну сторону (или некоторые стороны) деятельности исследуемого объекта. Так, количественные показатели охвата населения социальными услугами, доступности учреждений, набора их функции не дают представления о качественной стороне объекта; субъективные оценки клиентами деятельности социальных служб являются достаточно важными, но как давно установлено теорией менеджмента, они отражают в первую очередь эмоциональные крайности, а не норму состояния (жалуются и восхищаются, во-первых, чаще всего те, кто встретился с некоторыми отклонениями в лучшую или худшую сторону; во-вторых, лица с особым складом личности). Наконец, степень осознания населением потребности в социальных услугах значительно влияет на характер оценка клиентов. Поэтому постоянное исследование мнения клиентов есть обязательная часть деятельности социальных служб, но профессионалы социального управления должны хорошо понимать относительность результатов, полученных с использованием также и такого инструментария. Среди методов оценки следует упомянуть и социальную экспертизу.
Оценка текущего уровня состояния социального объекта включает три группы задач:
1. Диагностические, когда с помощью избранных оценочных критериев анализируются сильные и слабые стороны деятельности, выводится характеристика системы управления социального объекта, его материальной базы, укомплектованность учреждения или органа профессиональными кадрами, перспективы расширения и т.д.
2. Ранжирование недостатков деятельности учреждения по двум направлениям:
— недостатки, которые могут быть устранены внутри самой системы, силами сотрудников данного объекта;
— недостатки, неустранимые силами сотрудников данного социального учреждения.
3. Определение места социального объекта в социальной структуре подведомственной территории; моделирование его связей с другими объектами или системами социальной сферы, вовлеченными в процесс преобразования.
Следует подчеркнуть, что в общем процессе подготовки программы трансформации социального объекта стадия оценки его текущего состояния относится к ключевым. Результат такой оценки и полученные на ее основе выводы выступают в виде итоговой базовой позиции для всей последующей процедуры проектирования. В связи с этим выводы должны быть надежными, объективными и полными. Они призваны мотивировать руководителя к деятельности, создать у него представление о реальной перспективе развития социального объекта, показать, чего можно добиться в конкретной ситуации, какие проблемы невозможно решить без привлечения других ресурсов социальной системы.
Далее следует переход к следующей стадии проектирования — к определению потенциала развития социального объекта.
Потенциал развития содержится в любом социальном объекте, и величина его конкретна в каждый данный момент. Учитывая системный характер социальных объектов, нужно сказать, что если этого потенциала нет, то любые проектные попытки будут бесполезными процедурами; если потенциал незначителен, возможно полезнее было бы стимулировать деятельность социального объекта в его существующих рамках, а не замахиваться на перспективы. В определения потенциала лежат знания, полученные в результате оценки текущего состояния социального объекта и намеченные цели его деятельности. Далее, путем использования методов креативного мышления на базе этих факторов отыскивается ответ на ключевой вопрос «Как возможно максимально быстро достичь намеченных целей?» При осмыслении стратегии следует ответить на ряд вопросов:
• как расширить сферу деятельности и функции объекта (например, если речь идет о социальном учреждении, как увеличить номенклатуру предоставляемых услуг?
• как повысить качество деятельности объекта?
• что нужно сделать, чтобы выполняемые функции отвечали ожиданиям клиентов?
• какие потребности клиентов могут быть удовлетворены в деятельности социального объекта?
• как улучшить финансово-экономические результаты деятельности объекта?
• как скоординировать его деятельность с усилиями других элементов социальной системы, с неправительственными и благотворительными организациями и объединениями, и др.
Поиск ответов на такие вопросы — не разовое мероприятие, это процесс, который включает споры и расхождение во мнениях. Как правило, могут выявляться несколько путей достижения целей, причем найденные альтернативы, кроме явно нереалистичных и неэффективных, не должны отбрасываться с порога. Они могут оставаться в резерве даже после выбора стратегии деятельности; порой некоторые из них, в силу изменения обстоятельств, могут превратиться в главную линию развития.
Получив обнадеживающие данные о потенциале развития, переходим к следующей стадии технологического процесса — непосредственной разработке программы.
Программа является плодом коллективной работы. Проект ее подготавливается обычно специально выделенной для этого группой разработчиков, после чего дорабатывается с использованием двух процедур — всеобщего обсуждения и мозгового штурма. Процесс всеобщего обсуждения (сотрудниками учреждения, органа, клиентами социальной службы, населением соответствующей территории) не очень технологичен, он требует много времени, учет всех результатов его достаточно неудобен, кроме того, поголовное участие соответствующего контингента в нем как правило, недостижимо. Однако достоинствами зтого метода является как возможность появления интересных идей в дополнение к программе развития, так и новое качество ее принятия. Все, участвующие в обсуждении данного документа, могут чувствовать свою сопричастность к программе и свою ответственность за ее выполнение.
Мозговой штурм — более интенсивная методика и, как правило, дает более весомые результаты. Для нее отбирается группа специалистов, образование, деловая практики и человеческие качества которых позволяют ожидать от них весомых результатов. Нежелательно, чтобы их количество превышало 10 человек: считается, что более крупная группа не может работать эффективно в одном помещении и над одной проблемой. Если число желательных участников мозгового штурма намного превышает эту цифру, лучше разбить их на несколько групп. Процессом работы должен руководить ведущий, знакомый как с целями социального проекта, так и с этой методикой. Возможно ознакомление участников с предварительными материалами заранее, но, если текст документа не слишком длинен, лучше это сделать непосредственно перед началом обсуждения — в противном случае результаты обдумывания подвергнутся излишней самоцензуре, и многие ценные мысли могут быть отброшены. Разумеется, отвлечение в виде телефонных звонков, визитов сотрудников, помощников и секретарш, всякие внешние ограничения по времени недопустимы.
Все участники штурма без всякой субординации (по очереди, по алфавиту — любым способом, исключающим давление одних индивидов на других) излагают свои предложения к программе и свое суждение о ней. На этом этапе не должно быть никаких оценок, критерии максимальной практичности, экономической целесообразности, даже исполнимости, в этот момент не применяются. Все предложения фиксируются в письменном виде. По второму кругу все предложения рассматриваются как желательные (нежелательные) и реалистичные (нереалистичные) — пока без аргументации. Такое обсуждение позволяет как отбросить абсолютно бесперспективные идеи, так и ранжировать внесенные предложения в порядке возрастания (убывания) их желательности. Наконец, третий круг работы включает в себя обсуждение каждого предложения с аргументацией «за» и «против», с развернутыми обоснованиями как автора, так и любого из участников.
Участники уже устали, интенсивная интеллектуальная деятельность вызывает известную астенизацию, активная дискуссия дает проявиться неизбежным, но не всегда удобным чувством раздражения, агрессивности, нетерпимости и т.д. Ведущий должен знать, что именно на этом этапе чаще всего случается кризис в мозговом штурме, который бесполезно пытаться притушить. По окончании всеобщего обсуждения, когда все аргументы исчерпаны, логичнее устроить перерыв на кофе, во время которого все участники так или иначе отреагируют свои отрицательные эмоции. После перерыва наблюдается как правило всплеск результативности деятельности, когда предложения достаточно быстро и результативно получают одобрение или отвержение, иногда они могут бытъ развиты, иногда фрагменты отвергнутых идей находят признание в соединении с каким-нибудь приемлемым предложением. Результаты обсуждения фиксируются в письменном виде и передаются разработчикам программы. Ничего больше в функцию мозгового штурма не входит. Разумеется некоторая часть предложений, выдвинутых его участниками, будет впоследствии переформулирована после анализа их юридической базы, ресурсных потребностей и т.д. Возможно также отвержение даже весьма привлекательных предложений, их откладывание вплоть до лучших времен.
Проект программы дорабатывается, причем при этом используются некоторые необходимые критерии требований к его качеству. Разумеется, мы исключаем требование избегать элементарной наивности, неграмотности — какие бы предложения ни попадались среди выдвинутых клиентами населением, специалисты обязаны учитывать следующие требования: программа должна быть профессионально оснащенной; декларативность, общие заявления, эмоциональные краски исключаются; подробной легализации — место не в программе, а в месячных (квартальных) планах ее реализации; наконец, она должна учитывать специфику социальной и национальной локализации места своего осуществления — тип населенного пункта, характер проживающих людей, их традиции и менталитет и т.д.
Удачной программой можно счесть такую, которая, во-первых, высокопрофессионально разработана и, во-вторых, активно и сознательно принимается теми людьми, которым предстоит ее выполнять. Требования к эффективности программы можно выразить формулой:
Эф = К * П
где Эф — эффективность, К — качество разработки программы, П — степень принятия программы непосредственными исполнителями.
Разработка программы — сложный поисковый этап в технологии социального проектирования, конечным пунктом которого является «дерево» взаимосвязанных социальных проблем, построение шкалы приоритетности их решений. Создать такое «дерево» можно лишь на основе сопоставления множества «сеток» (матриц) взаимного влияния проблемы. Методики их построения могут быть разнообразны и зависят как от характера исходной информации, так и от приоритетов разработчиков. Однако их функции и принципы построения остаются сходными. К методикам такого матрицирования относятся:
1. Социальное картографирование, применяемое как особый способ организации и представления данных в виде проблемно ориентированной «сетки», характеризующей «поисково-прогнозно-проектное поле» применительно к исследуемому социальному объекту. В ходе социального картографирования используются имеющиеся статистические показатели, результаты исследований. К этой методике по своему характеру примыкают зондажно-информационные обследования объекта; способы «паспортизации» населения микрорайона, города и т.д., включая фиксацию сети элементов социальной инфраструктуры, аттестация сотрудников соответствующего социального органа или учреждения, информационно-аналитическая информация об оказании населению социальных услуг и т.д.
2. Выборочные опросы местных жителей с использованием анкет, интервью и других достоверных способов, ориентированных на диагностику проблемных жизненных ситуаций и путей их разрешения. К этой методике примыкают процедуры, позволяющие получить данные о степени информированности населения о существующих социальных услугах, действующих учреждениях социального обслуживания, о характере восприятия социальных работников и т.п.
3- Экспертные опросы должностных лиц и специалистов-практиков, исследователей, ориентированных на изучение существующих социальных проблем и способы их разрешения. Эта методика дополняется анализом нормативных документов и специальной литературы по данной проблеме.
4. Организация мониторинга, способствующего отслеживанию постоянства показателей в области исследуемого круга проблем, с тем, чтобы на основе существующих тенденций, иметь возможность делать прогнозные выводы о перспективах состояния социального объекта. Это достаточно дорогостоящая и объемная методика; достоверные прогноз требует большого объема данных и достаточно длительной временной дистанции.
Результаты всех примененных процедур совмещаются, что дает как интегрированную картину социальной ситуации подведомственной территории с наиболее острыми болевыми точками ее, так и комплекс действий, необходимых для того, чтобы разрешить указанные социальные проблемы либо хотя бы предотвратить негативную динамику их развития.
Непосредственным руководством к действию являются планы деятельности, составляемые на месяц, квартал, год. Мероприятия в планы включаются исхода из двух оснований:
это, во-первых, алгоритмизация программы, то есть ее пошаговая разбивка с указанием взаимообусловливающих связей -что за чем должно следовать, что из чего вытекает. Второе основание — ресурсная обусловленность, наличие (или отсутствие) тех или иных экономических, материальных, организационных и кадровых возможностей. Второе основание может порой деформировать процесс деятельности, вытекающий из первого, и тогда учреждение социальной службы начинает деятельности «неправильным путем’: без наличия собственного здания, во временном помещении; при неутвержденных нормативных правоустанавливающих документах (на основе временного Положения и т.д.); без определения порядка постоянного финансирования, и т.д. Это неизбежная черта нашего неустойчивого времени — если ожидать, что все условия будут складываться оптимальным образом, никакая деятельность будет невозможна. Планы потому и составляются на ограниченный промежуток времени, чтобы их можно было корректировать в зависимости от обстоятельств. Планы утверждаются руководством соответствующего уровня в порядке подчиненности и являются для сотрудников локальным нормативным распорядительным документом.
На последней стадии происходит контроль за реализацией программы и коррекция его хода.
Эти операции осуществляются в двух видах: непрерывной и плановой. Непрерывный контроль и коррекция включают усилия авторов и исполнителей по доработке базовых данных программы. Потребность в этом возникает под влиянием изменения социально-экономической ситуации, демографической обстановки, внедрения новых технологий деятельности, утверждения иных приоритетов государственной политики, принятия новых нормативно-законодательных актов и т.д. Кроме того, отклонения в реализации программы или ошибки в ней самой могут постепенно выявляться в процессе деятельности. Плановый контроль и соответствующая коррекция осуществляются по этапам, в связи с ожидаемыми промежуточными результатами. В конце каждого полугодия или года делается анализ выполнения программы и дается оценка в соответствии с тем, насколько итог деятельности способствует продвижению к намеченным целям.
Технологии контроля основаны на сравнении того, что есть с тем, что должно быть. В управленческой деятельности приходится опираться на три аксиомы:
1. Необходимо постоянно устранять неопределенность:
никакие, даже наиболее тщательно разработанные программы и пианы не могут учесть всех деталей развития объекта, тем более в изменяющихся обстоятельствах. Поэтому непрерывное отслеживания точности плана и его «привязка» к текущим условиям есть обязательная принадлежность эффективного гибкого планирования;
2. Ожидание кризиса и готовность к нему позволяют предусмотреть систему экстренных мер, которые могут быть быстро приведены в действие при необходимости. Никакой процесс не бывает гладким, никакой коллектив не работает без внутренних проблем. Контроль позволяет заметить первые признаки надвигающейся опасности, пока события не приобрели чрезмерный масштаб.
3. Полезно заметить первые проявления успеха и воздать должное тем, кто ему способствовал. Это бывает тем более необходимо, чем больше трудностей приходится преодолевать при реализации программы.
Разумеется, в процессе программно-целевого управления могут встречаться промежуточные элементы, или, напротив, какие-то стадии занимают малозначащее место, сравнительно с другими или в данном отношении, но в целом его основное содержание можно суммировать в таблице № 3.
Технологизация различных сторон и процессов управления в социальной работе — требование времени. Все более новые и эффективные процедуры используются в этой сфере. Применение их, постоянное пополнение знаний своих знаний и навыков — повелительное требование для специалистов в области социальной работы.
Что необходимо Компоненты
определить программы
Что должно быть достиг нуто
в конечном счете? Цель программы
Что требуется сделать для Основные задачи,
достижения конечной цели? перечень мероприятий
Во что обойдется реализация Ресурсы (материальные,
программы? кадровые, финансовые, информационные)
Когда должна быть выполнена Сроки реализации
программа?
Каков механизм организации Организационная структура.
работы по реализации включая руководителя
программы программы и необходимые подразделения, взаимодействие между ними
Как оценивается выполнение Учет, контроль
программы?
Какие изменения необходимо Текущие коррективы
внести в содержание и реализацию программы?
Как выполнена программа ? Подведение итогов
Литература:
1. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. — М.:
1984;
2. Лексин В.Н., Шевцов А.Н. Общая теория реформ. Теория и практика организации проведения реформ. М..1995.
3. Луков В.А. Социальное проектирование. М., Институт социальной работы, 1997.
4. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. — М.:
1994;
5. Проектирование развития учреждений социального обслуживания. — М., Институт социальной работы, 1996.
6. Тощенко Ж.Т., Антонов Н.А., Лапин Н.И. Социальное проектирование.- М.: 1982;