Особенности системного исследования социальных реалий.

Системный подход как методологическое направление сформировался в середине XX века, хотя представление о системном устройстве мира было характерно и для древневосточной философии, а сам факт системной организованности общественной жизни в тех или иных формах осознавался еще в античности. Связь системного подхода с философией реализуется, прежде всего, через принцип системности: понимание системы как комплекса взаимосвязанных элементов, образующих некоторую целостность. Все понятия, специфические для системного исследования (система, структура, связь, организация и другие), необходимы для того, чтобы с различных сторон охарактеризовать и конструктивно выразить именно интегративные, целостные свойства объекта.
«Методологическая специфика системного подхода определялась тем, что он ориентировал исследователя на рассмотрение целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину». Этим как бы обозначалась генетическая связь системных исследований с кибернетикой и вместе с тем открывалась возможность методологически-расширительной трактовки поведения систем любого типа. Системный подход как методологическое направление показал свою результативность не только в естественнонаучном, но и гуманитарном познании. Комплексное применение в системном подходе различных методов исследования позволяет осуществить многосторонний анализ общества как социальной системы.

Основные параметры, характеризующие общество как социальную систему

Социальная система - сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе. Социальные системы различны по своим масштабам и организационным формам (в качестве социальной системы, например, может рассматриваться и отдельная личность, и группы людей – общности, и социальные организации, и социум как глобальная метасистема). Мы можем рассматривать общество как организационную форму совместной жизнедеятельности людей.
На основе анализа и обобщения имеющихся в литературе определений общества, можно выделить следующие параметры, характеризующие общество как социальную систему:
Открытость и самодостаточность. По своей сути любая система есть противостояние среде. Но в то же время эта самодостаточность относительна: среда организационно активна по отношению к системе, является для нее источником вещества и энергии. Каждая конкретная организация – следствие самой себя и всего окружающего мира. Поведение любой системы выражено отношением «система – среда»: либо активность проявляет система, изменяя среду, либо активность проявляет среда, провоцируя активность системы, или консервируя ее. С одной стороны, общество является самовоспроизводящейся системой, способной расширять свою жизнедеятельность даже в определенной изоляции, т.е. автономно. Т.Парсонс использует понятие «самодостаточность», рассматривая общество в качестве того типа социальной системы, которая достигает высшего уровня самодостаточности, создавая и воссоздавая все необходимые условия для своего существования. С другой стороны, общество – открытая система, существующая за. счет обмена с окружающей средой (иными социальными системами) информацией, веществом, энергией. Что представляет собой механизм, заставляющий систему принимать внешние воздействия? Таким механизмом является социальный метаболизм (межсистемный обмен), который представлен тремя основными потоками: обмен природными богатствами, территориями, сферами жизненного пространства, человеческими ресурсами (ресурсная сфера); обмен товарами, капиталом (экономическая сфера); обмен идеями, информацией, ценностями (информационно-культурная сфера). Будучи искусственно изолированной от внешней среды, социальная система ведет себя по законам физических систем в термодинамике: диссипация (рассеивание) энергии сопровождается нарастанием энтропии (беспорядка) в системе. Отсутствие обратных связей внутри системы и по отношению к внешней среде лишает источника дополнительной энергии, приводит к износу, упрощению, дезорганизации системы. Между социальными системами обмен осуществляется в форме целеустремленной деятельности людей, направленной на преобразование природы и социальной среды и опирающейся на материальную и духовную культуру предыдущих поколений. Открытость – это создание и сохранение благоприятных условий жизнедеятельности людей, развитие обмена деятельностью и многое другое. В социальной философии этой проблеме, в частности, посвящена известная работа К.Поппера «Открытое общество и его враги». «Закрытому обществу» свойственно иррациональное санкционирование действия социальных институтов, авторитаризм, предопределенность кастового социального неравенства, коллективизм членов сообщества как органического единства (образ застывшего, закрытого для изменений). Открытое общество характеризуется демократизмом (интерес к нуждам бедных и угнетенных), терпимостью к мнениям других людей, гуманизмом и стремлением к политическому равенству, критическим рационализмом, позволяющим осуществлять «контроль разума» за принятием политических решений, индивидуальной ответственности за социальные действия (образ становящегося, открытого изменениям). Если не ассоциировать данную характеристику исключительно с типом управления и власти в социальной системе, то можно сказать, что степень открытости-закрытости варьируется на разных этапах развития общества.

Иерархичность и организационная пластичность. Общество – сложная высокодифференцированная система, элементы которой качественно различны по своей природе и свойствам: непосредственно индивиды, социальные институты, отношения. Структурирование социальной реальности – большая условность: социальная система виртуальна по своей природе, она пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности, благодаря чему одни и те же элементы, в зависимости от обстоятельств, могут входить в различные субсистемы. Социальная система характеризуется сложным сочетанием различных уровней и звеньев организации. Иерархичность, также как и организационная пластичность системы являются важными показателями меры ее организованности.
Информационность. Информация – существенная характеристика, выявляющая меру организованности-дезорганизованности системы. Любая система, если она не стремится к разрушению, реализует одновременно две значимые для системы в целом функции: передачи (трансляции) уже накопленной информации и накопление новой информации, приспособления на этой основе к меняющейся ситуации. Понижение объема информации вызывает рост энтропии. В то же время и «избыточная» информация, как это ни парадоксально, стимулирует возрастание неопределенности: в том случае, когда система не в состоянии структурировать ее. Человеческая деятельность основана на информационных процессах, а многие ее виды немыслимы без использования социальной информации, которая дает возможность каждому поколению опираться на опыт своих предшественников, диагностировать существующее состояние социальных проблем, прогнозировать будущее развитие. Оригинальную концепцию антропосоциогенеза, основанную на значении информации в эволюции биосферы и человечества, обосновывает в своих трудах Н.Н.Моисеев. Обмен информацией, опытом и знаниями был необходим первобытному человеку для выживания. Накопленный опыт требовал передачи знаний и мастерства из поколений в поколение. Так формировалась память популяций. И именно становление «коллективного разума», который с самого начала антропогенеза развивался быстрее, чем разум одного человека, дало шанс человечеству сохранить себя в биосфере.

Детерминизм и саморегуляция. В общественном развитии существует зависимость последующих состояний общества от предыдущих. Присущие обществу объективные законы предопределяют только общее направление, тенденции социальных изменений, а их конкретные формы, методы, темпы определяются конкретными условиями. В то же время социальная система постоянно корректирует свою деятельность, учитывая обратное воздействие окружающей среды. Ее отличительной чертой выступает способность к саморегуляции. Однако, в отличие от природных или искусственных самоуправляемых систем, где все элементы динамически или статистически внешне детерминированы, в обществе его компонентам присущи наряду с внешней детерминацией также индетерминация, то, что в философской традиции именуется «свободой воли». В отношениях с внешней средой это выражается в стремлении к расширению степени своей свободы, способности выбора за счет наращивания емкости среды обитания и более эффективного ее использования. Происходит это благодаря повышению производительности труда, эффективности управления, росту уровня культуры и т.д. Саморегуляция социальной системы осуществляется под воздействием стихийных механизмов воспроизводства и развития структуры, а также на основе сознательного и планомерного управления.
Таким образом, системный подход рассматривает в комплексе гомеостатические и динамические состояния системы. С этих позиций интерпретируется проблема социального порядка и содержание процесса развития, имманентно включающего в себя процессы организации, дезорганизации и самоорганизации.

Опубликовано 20.11.2010.

Ответить

Фотогалерея

Войти