Социально-экономические проблемы пенсионеров в Российской Федерации в переходный период
Социально-экономические реформы, происходящие в нашем обществе, полностью изменили условия жизни всех слоев населения, не составляют в этом отношении исключения и пенсионеры. Прежде всего следует привлечь внимание к тому факту, что 1993г. изменил тенденции в динамике численности пенсионеров в Российской Федерации. До 1993 г. в стране наблюдалось увеличение как абсолютного, так и относительного числа пенсионеров по старости. В настоящее время сложилась иная ситуация:
1) обнаружилось замедление роста относительного числа пенсионеров по старости, а в некоторых регионах России наблюдается уменьшение и абсолютного числа пенсионеров. Главная причина — самая страшная — за счет резкого возрастания смертности как среди самих пенсионеров, так и лиц предпенсионного возраста. К пенсионному возрасту подошло поколение предвоенных и военных лет, а оно немногочисленное; предполагается увеличение возраста выхода на пенсию;
2) около 50% пенсионеров получают минимальную пенсию и находятся за чертой бедности. Всего лишь 2 — 4% неработающих пенсионеров по старости получают максимальную пенсию, превышающую минимальный потребительский бюджет, рассчитанный на полное удовлетворение разумных потребностей человека, и бюджет прожиточного минимума, обеспечивающий элементарные условия жизни.
Ход экономических преобразований в стране показал полную неэффективность проводимой пенсионной реформы и ее абсолютную нежизнеспособность в нынешних условиях. Нужно отметить, что анализ объективного материального положения пенсионеров крайне затруднен по ряду причин. В настоящее время этот анализ можно проводить лишь по размерам пенсий и пособий и по самооценке старыми людьми своего материального положения. На сегодняшний день пенсия является главным источником дохода для многих пожилых и старых граждан РФ. В целом по России 21,1% граждан назвали пенсию по старости в качестве основного источника существования, что сопоставимо с долей пожилых людей в составе населения страны. По уровню своего материального положении пенсионеры по старости относятся к категории «традиционно бедных». Эта проблема беспокоит 48% лиц в возрасте 50 — 54 года и от 80 лет и старше; 63% — в возрасте 55 — 59 лет, причем женщин больше, чем мужчин, так как их пенсии меньше; 80 — 90% женщин пенсионного возраста хотят получать дополнительный заработок, среди мужчин таких желающих 76 — 78%.
Экономический и политический кризис, продолжающийся в стране около 10 лет, создал новые обстоятельства и условия, которые существенно ухудшили как социальное и экономическое положение пожилых граждан, так и возможности государства и общества по развитию системы медицинского и социально-бытового их обслуживания и удовлетворения их насущных потребностей.
Увеличился разрыв между материальными возможностями и резко повысившимися ценами, в том числе на предметы первой необходимости и жизненно важные продукты питания. Снова возрос разрыв между расчетным прожиточным минимумом и стоимостью жизни для миллионов малоимущих пенсионеров, социально почти не защищенных. Эти лица за долгие годы своих материальных ограничений обнищали и оказались практически лишенными необходимых предметов обихода, одежды, обуви. Они ограничены в потреблении культурных благ, поддержании общественных и дружеских контактов.
А.Г. Симаков категорически утверждает, что социальной политики в полном смысле этого понятия в постсоветской России нет. По его мнению, это особенно отчетливо видно на примере пенсионеров по старости, в отношении которых проводится стратегия «обеспечения минимального уровня выживания». Реформы не только девальвировали их пенсии и вклады — слом и ликвидация общественного строя, при котором они трудились и жили, обесценили их жизнь. Стратегия уравнительности, которая целенаправленно осуществляется нынешней властью, пишет А.Г. Симаков, особенно затронула пенсионеров по старости. Сейчас основная их масса имеет практически одинаковую пенсию вне зависимости от получаемой в трудоспособном возрасте заработной платы. Свыше 80% пенсионеров имеют пенсию минимального размера. Предполагалось, что в 1994 г. пенсия должна возрасти на 250 — 280%, фактически же она увеличилась всего на 150%.
Конечно, нельзя говорить о пенсионерах по старости как о единой социальной группе с одинаковыми потребностями. Социальное и имущественное расслоение общества отразилось и на них. Однако даже высокие пенсии едва позволяют старым людям сводить концы с концами. Может быть, этим в значительной степени объясняется и возросшее число самоубийств среди лиц пожилого и старческого возраста. Так, в 1993 г. коэффициент смертности от самоубийств — число умерших на 100 000 населения соответствующего возраста и пола — увеличился почти в два раза в сравнении с 1990 г. у мужчин в возрасте 50 — 59 лет (соответственно 118,4и69,7); в возрасте 60 — 69 лет — в 1,3 раза (соответственно 87,7 и 63,3); в возрасте 70 лет и старше — в 1,07 раза (соответственно 103,6 и 96,1). Хотя и в меньшей степени, отмечается тенденция к увеличению числа самоубийств среди женщин этого же возраста.
По мнению М. Э. Елютиной, экономический статус пожилых и старых людей в постсоветской России чрезвычайно низок, происходит процесс обнищания этой социальной группы населения. Уникальность ситуации старых людей в современной Российской Федерации, по ее данным, состоит в том, что при достаточно высоком показателе уровня образованности и интеллектуального развития у пожилых и старых последние оказались в положении социальных изгоев. В современной ситуации перехода страны к рыночным отношениям проблемы оптимизации трудовой деятельности пожилых работников переходят в ранг второстепенных. Более того, работники старших возрастных групп оказываются без работы, отсутствует продуманная система профессиональных маршрутов для лиц пенсионного возраста, сохранивших трудовую и социальную активность, практически отсутствует реабилитационная система. Мизерность ассигнований на социальную помощь, отмечает М.Э. Елютина, — еще одно подтверждение того, что проблема пожилых и старых людей считается второстепенной.
И все-таки говорить, что пенсионеры по старости стали нищими и социально незащищенными только в период перехода Российской Федерации к новым экономическим отношениям, было бы не совсем объективно и не соответствовало бы истинному положению старых людей в СССР. О низкой материальной обеспеченности в СССР пенсионеров по старости А.Л. Решетюк писал еще в 1990 г. Он выявил, что в отношении этих лиц проводилась всегда дискриминационная политика: в 60 — 70-е годы сформировалась тенденция проводить сокращение штатов «за счет пенсионеров даже там, где условия содержания труда были вполне под силу пожилым работникам ». В 80-е годы принятое постановление об обеспечении эффективности занятости населения и последующие изменения трудового законодательства привели к массовым увольнениям пенсионеров, и хотя не было опубликованных данных, но имелись резкие протесты общественности. В течение 1988 г. численность занятых в производственных областях государственного сектора уменьшилась на 1 млн пенсионеров. А.Л. Решетюк писал, что уровень занятости пенсионеров по старости сильно колеблется в зависимости от социально-экономической политики по отношению к ним. Так, увеличение размеров пенсии по Закону 1956 г. привело к снижению доли занятых пенсионеров примерно с 50 до 30%, а к 1982 г. — до 9%. В 1987 г. пенсионеры составили всего 7% среднегодовой численности работающих; 20% пенсионеров-горожан и 86% сельских пенсионеров получали пенсию менее 60 рублей в месяц. Для этой категории старых людей посильный труд являлся средством выживания в буквальном смысле слова. Конечно, они не были в состоянии обеспечить высокую производительность труда по стандартным меркам современного производства. Им был нужен труд как подспорье, как способ поддержания минимального уровня выживания.