Зарубежный опыт медико-социальной работы в сфере наркологии

«Классической» триадой в системе организации социальной работы в области проблем, связанных с медициной, здравоохранением, являются службы, нацеленные на все виды профилактики -первичной, вторичной и третичной.

Речь идет о работе по предупреждению тех или иных аномальных явлений, лежащих в основе заболевания, по предотвращению осложнений и негативных последствий болезни, по реадаптации и реабилитации больных, оказанию социальной помощи им и их семьям и т.д. Именно в такой комплексной форме строится социальная работа в сфере здравоохранения в целом и в наркологической сфере в частности во многих зарубежных странах — США, Германии, Италии, Австрии, Великобритании и др.

Основными функциями социальных работников здесь являются: раннее выявление и идентификация лиц с алкогольными и (или) наркотическими проблемами; работа с такими лицами, их семьями, социальным окружением, работодателями; работа с членами семей больных алкоголизмом и наркоманиями; непосредственная работа с больными (в клиническом смысле) наркологическими заболеваниями, их семьями и социальной средой. Меньше внимания уделяется первичной профилактической работе в отношении потребления алкоголя и наркотиков — эти задачи обычно возлагаются на педагогов, сотрудников правоохранительных органов, членов общественных организаций.

Рассмотрим модель современной постановки социальной работы на примере Германии.

В основу системы социальной работы в ФРГ положен принцип сочетания и взаимодействия в ней государственных учреждений и учреждений, входящих в структуры различных общественных организаций («принцип солидарности»). При этом приоритет отдается общественно-благотворительным организациям, на долю которых приходится 80% всех специализированных медико-социальных служб.

В ФРГ действует 5 крупных общественных организаций, занятых социальной работой: «Красный Крест», «Каритас» (в рамках католической церкви), «Диакония» (евангелистская церковь), «Немецкий паритетный благотворительный союз», «Рабочий благотворительный союз». Каждое из этих обществ создает свою сеть медико-социальной помощи, включающую «наборы» тех или иных специализированных учреждений (консультативные пункты, амбулатории, стационары, юношеские центры, центры реабилитации, приюты и т.д.).

Система наркологической помощи в Германии включает в себя 5 сфер целенаправленной деятельности:

1) чисто медицинская сфера — служба детоксикации и оказания специализированной помощи в «острых» случаях (алкогольные психозы т.д.);

2) открытая» служба медико(психо)-социальной помощи лицам с наркологическими проблемами и их семьям;

3) служба, обеспечивающая процесс «отвыкания», отказа от потребления алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ у зависимых и «проблемных» лиц, а также их личностную и социальную реституцию;

4) служба «долечивания», проведения работы по дальнейшей реадаптации и реабилитации зависимых и «проблемных» лиц;

5) профилактическая сфера.

«Открытая» наркологическая помощь решает задачи по предоставлению широкого набора консультативных услуг всем группам населения, по установлению контактов с «наркологической сценой», по оказанию социальной помощи больным (преимущественно наркоманам) в «низкопороговой» форме, т.е. никак не обусловленной обязательным поступлением на их лечение. Консультативная помощь реализуется через сеть различных специализированных пунктов. Принципы работы консультативных пунктов: доступность — в том числе, через развитые службы «телефонов»; бесплатность; снабжение информацией и специальной литературой; работа в средствах массовой информации; связь с лечебными учреждениями; связь с постоянно действующими группами само- и взаимопомощи; участие в профилактической работе, но, в основном, «по заказам» отдельных общин, учебных заведений, предприятий; тесное взаимодействие с сетью примыкающих к ним «комплементарных», т.е. дополняющих их учреждений социальной помощи. К последним относятся, например: так называемые «жилые общины» для подростков, женщин с детьми (и без детей) , имеющих наркологические (и другие психосоциальные) проблемы; «кризисные» и молодежные временные убежища; ночные приюты. «Низкий порог» общения с миром алкоголиков и наркоманов достигается через создание сети «контактных» комнат, квартир, кафе, гостиниц. Активно действуют службы по «работе на улицах» — в местах встреч наркоманов и т.п., где им раздаются шприцы, презервативы, специальная литература. Новой формой работы является так называемые «переходные учреждения» — стационары, служащие для убежища и одновременно для лечебной и социальной ориентации лиц с наркологическими проблемами.

Помощь больным в «отвыкании», «отучении», отказе от потребления психоактивных веществ, в восстановлении или формировании заново их личностного и социального статуса оказывается в амбулаторных (реже) и в стационарных учреждениях. Это может быть городская амбулатория или «интегративное учреждение» — амбулатория, имеющая свой стационар (на 20-25 коек). Но обычно это загородный стационар, не имеющий амбулаторного отделения (в среднем на 20 коек), со своими мастерскими, фермами, спорткомплексом т.п. Иногда это полустационар (дневной или ночной). Работа этих учреждений строится на полной добровольности поступления туда больных, на строго контрактных взаимоотношениях между персоналом и больными, на максимальном самообслуживании больных, на полном отказе какой-либо медикаментозной терапии в пользу самых разнообразных психотерапевтических и психологических методик. Длительность интенсивного поэтапного лечения — от 1,5 до 4 месяцев («краткосрочное лечение») и от 6 до 18 месяцев («долгосрочное лечение»). Затем больные или выписываются, или переводятся на амбулаторную терапию, или направляются на «долечивание».

Служба долечивания включает в себя специальные учреждения, где проводится дальнейшее профессиональное обучение больных или они включаются в «команды» (из 7-10 чел.) так называемых «жилых общин». Во всех этих учреждениях, лечебных и «долечивающих», решающих разнообразные медико-социальные задачи, работают социальные психологи и педагоги, а чаще — так называемые социальные работники широкого профиля; совсем редко — врачи, которые обычно выполняют роль руководителей этих заведений.

Наконец, профилактическая работа ведется городскими и общинными центрами по профилактике, а также создаваемыми в структурах благотворительных обществ молодежными центрами, клубами и другими учреждениями. Они работают в основном с детьми, подростками, молодежью из групп риска, «аутсайдерами», социально неблагополучными, помогая им решать семейные проблемы и проблемы проведения свободного времени, способствуя овладению техникой общения, саморегуляции, организуя целевые группы (различные по контингенту, конкретным задачам, содержанию работы). Здесь исповедуются принципы добровольности, открытости, позитивных целей, свободы от наркотиков, права на индивидуальный личный стиль поведения и одновременно активного участия в совместной деятельности. Персонал этих центров — преимущественно «мультипликаторы», «наркопрактики» -социальные работники с широкой педагогической, психологической и психотерапевтической подготовкой, обязательно владеющие научными представлениями о наркологической патологии.

Сотрудники этих центров и клубов отдают себе отчет в том, что их деятельность в основном ограничивается рамками вторичной профилактики, т.е. работой с той частью молодежи, которая так или иначе уже приобщилась к потреблению тех или иных психоактивных веществ. В то же время в Германии отсутствует — хотя бы на земельном или городском уровне — система массовой первичной наркологической профилактики в учебных заведениях, направленной на предотвращение даже единичных проб.

Таким образом, мы видим, как велика роль социальных работников в системе наркологической помощи в Германии (и во всем мире), как широко поле их активности.

Для полноты картины следует остановиться еще на двух весьма значимых формах деятельности социальных работников, решающих проблемы, связанные с потреблением алкоголя и (или) наркотиков. Это, во-первых, работа в средних учебных заведениях, а во-вторых, работа в рамках «программы помощи на предприятиях (на рабочих местах»).

Так, во многих учебных заведениях США существует особый институт социальных работников-консультантов («каунселоров»). Консультант выявляет проблемных детей, исследует причины возникновения проблем, вырабатывает программу действий по их разрешению, в рамках которой он затем взаимодействует с администрацией, преподавателями, родителями, врачами, психологами и т.д. Разработана специальная теория консультирования, существует ряд руководств. В число задач, стоящих перед консультантами, включается и работа с детьми из семей, в которых родители пьют или наркотизируются, с детьми, уже в школе приобщающимися к алкоголю и наркотикам.

Особое место в системе социальной работы занимают программы «помощи на рабочих местах», которые могут иметь широкую направленность, так и быть целенаправленными в плане борьбы против потребления алкоголя и наркотиков на производстве. Примером может служить известная программа ЕАР, как и все другие подобного рода акции, осуществляемая на твердой правовой основе — на базе договора, подписанного предпринимателем, представителем профсоюза и наемными служащим. В рамках этой программы на предприятии действует независимый специалист-консультант, «отслеживающий» проблемных лиц и работающий с ними и их окружающими по определенной системе. Существует несколько моделей подобных программ, главным действующим лицом которых является социальный работник. Можно также говорить о специальных программах социальной работы с семьями больных алкоголизмом, о социальной работе в общих и наркологических стационарах, о других формах работы с лицами, имеющими наркологические проблемы или взаимодействующими с ними.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *