Государственная политика социальной защиты семьи

Цель и главные принципы государственной семейной политики.

Государственная семейная политика – комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством.
Это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленная на улучшение условий и качества жизни семьи.
Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики, решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый уровень отношений. Впервые объектом государственной семейной политики стала семья как единое целое, как социальный институт с представлением ей нового социального статуса, реальных прав, государственных гарантий для своего функционирования. Семья становится объектом государственной заботы и поддержки.
Современная государственная семейная политика начала формироваться в 90-е годы ХХ столетия, когда общество, регионы осознали необходимость новых государственных целевых программ в отношении семьи.
После выхода Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712 семейная политика получила государственный статус. В Указе сформированы цель, принципы, основные направления и место в социальной политике; социальная политика – это продолжение политики государства в укреплении положения российской семьи.
Вышедший до этого целый ряд нормативных документов в отношении женщин и детей имеет объективную взаимосвязь и направлен в адрес семьи. Это Концепция государственной семейной политики (1991 г.), подготовка к проведению Международного года семьи (1994 г.); Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» от 14 сентября 1995 г. № 942; постановление Правительства РФ «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995-1997 годы» от 13 января 1996 г. № 28; ряд указов Президента РФ по вопросам Президентской федеральной целевой программы «Дети России»: Указ Президента РФ «О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышении ее роли в обществе до 2000 года» от 18 июня 1996 г. № 932; Семейный кодекс РФ.
Цель и главные принципы государственной социальной политики направлены на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах, как это установлено Конституцией РФ.
В ст. 7 Конституции РФ дано определение России как социального государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», «государственная поддержка семьи».
Положения семейной политики преемственны и долгосрочны; принципы государственной социальной политики на федеральном и региональном уровне едины. На федеральном – минимальные социальные льготы и гарантии, а на региональном – их дополнения и развитие.

Основные принципы семейной политики:

  • автономность и суверенность семьи в самостоятельном принятии решений относительно своего развития, предоставление возможности выбора форм поддержки только на добровольных началах;
  • приоритет интересов ребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения его выживания, защиту полноценного физического, психического, интеллектуального развития;
  • равные права всех типов семей на поддержку государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений. Равноправие между мужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанностей и возможностей в занятости;
  • партнерство государственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике с определяющей ролью государственных органов;
  • доступность, адресность, дифференцированность социальной помощи семье. Предоставление всем нуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи, создание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния на трудовой основе. Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов;
  • комплексность. Социальная помощь охватывает все стороны жизнидеятельности семьи, все ее функции;
  • профилактическая направленность и научная обоснованность. Социальная помощь проводится на основе анализа, прогноза развития ситуации, участия науки в определении содержания семейной политики.

Представленные принципы государственной семейной политики требуют дальнейшей научной и методологической разработки, финансирования для ее проведения.


Структура управления государственной семейной политикой

Российское государство – светское демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Государственную власть в РФ осуществляют: глава государства – Президент РФ; парламент РФ – Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы; Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть.
Государственная семейная политика проводится высшими органами государственной власти: законодательной и исполнительной. Основные законы разрабатываются в Государственной Думе, а исполняются Правительством РФ и субъектами Федерации на местах.
В результате преобразований в России созданы рыночная модель хозяйствования, негосударственный сектор экономики, новые отношения рынка труда.
Значительные изменения произошли в социальной сфере. Появилась страховая медицина, основанная на обязательном и добровольном медицинском страховании. Расширились платные услуги в здравоохранении, образовании, культуре, а также социальные услуги в этих сферах.
Впервые в стране Указом Президента от 15 ноября 1993 г. № 1908 была образована комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ. Это коллегиальный орган по формированию и координации государственной политики, направленный на достижение равных прав и возможностей мужчин и женщин.
В Государственной Думе существует Комитет по делам женщин, семьи и молодежи».
На федеральном уровне исполнение законов осуществляется через Министерство труда и социального развития РФ, где есть департамент по проблемам семьи, женщин и детей.
К структуре управления государственной семейной политикой относятся Федеральная миграционная служба, Министерство народного образования, Министерство здравоохранения, Российский комитет молодежи, Министерство внутренних дел, Министерство труда и социального развития, общественные организации.
В разработке документов, касающихся семейной политики, принимают участие все заинтересованные ведомства, Существует межведомственная комиссия, ведущая координационную работу в отношении семьи и детей.
Ежегодно издаются государственные доклады, которые представляются Правительству, Федеральному Собранию и публикуются в официальных печатных органах.
Россия в последние годы ратифицировала ряд международных деклараций и конвенций о ликвидации всех видов дискриминации и соблюдении прав женщин и детей, приняла соответствующие федеральные и региональные законы.
Были приняты следующие Федеральные законы: «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» от 15 ноября 1995 г.; «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (принят 17 мая 1995 г.).
Принято постановление Правительства РФ «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» (1995 г.).
Министерство труда и социального развития разработали Президентскую программу «Дети России», в которой есть программы: «Дети Чернобыля», «Одаренные дети», «Дети-инвалиды», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети сироты», «Оздоровление детей и подростков».
Разработаны концепция социального обслуживания населения, нормативные документы по различным типам учреждений.
Начался процесс формирования общественных объединений, деятельность которых связана с жизнедеятельностью семьи – российская ассоциация «Планирование семьи», «Союз солдатских матерей», «Союз многодетных матерей», «Фонд помощи детям-инвалидам».
В 1991 г. Правительством России создан Научно-исследовательский институт семьи. С 1991 г. ведется подготовка кадров по новой специальности «социальная работа». Открыты Московский государственный социальный университет, специальные факультеты и отделения в вузах многих регионов.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану местного порядка.
В субъектах РФ есть межведомственная комиссия, которая осуществляет работу при главах администрации, существуют свои программы в отношении семьи и детей и мероприятия, которые проводятся через постановления главы администрации области.

Опубликовано 20.11.2010.

5 Комментарий для “Государственная политика социальной защиты семьи”

  1. Надежда

    здравствуйте. расскажите пожалуйста о технологии государстаенной поддержки молодых семей в г. саянске иркутской области. как происходит консультирование, социальное обеспечение и страхование, социальная диагностика взаимоотношений в обществе, а так же адаптация и реабилитация молодых семей. можете подсказать, где конкретно можно взять и увидеть данную информация. заранее спасибо. с уважением надежда.

  2. Надежда

    Сайт вообще хороший. последнее время получаю много полезной информации для себя.

  3. Хурсанд

    Теоритические основы государственой семейно демографической политики ?

  4. Екатерина

    Расскажите о модели социальной помощи неполным семьям в России

  5. Светлана

    Здравствуйте,уважаемый позитивный автор статьи.Немного разочарую вас сообщив,что на деле в нашем законодательстве происходит тенденция на урезание мер защиты социально незащищенных слоев населения,в том числе и родителей,которые воспитывают детей в неполной семьи.В моем случае это выразилось в вышвиривании меня командованием части с моим десятилетним ребенком с заболеваниями, в другой регион,за 2000 км от прежнего места службы. В процедуре перевода было нарушено все ,что можно и нельзя нарушить,но прокурор к которому мы обратились просто занялся помощью командованию оправдать незаконный перевод,впереди суд,доверие к которому тоже отсутствуют.Ознакомившись и изучив правовые законодательные акты приходим к мнению,что государство само создает условия для ухудшения положения незащищенных слоев,растет пропасть между социальными слоями в обществе,толстосумы богатеют,а мы беднеем\

Ответить

Фотогалерея

Войти