Механизм диагностики и отбора объектов реабилитации

Дети и подростки, нуждающиеся в реабилитациопной помощи (объектов реабилитации), выявляются на разных уровнях различными специалистами, с помощью методов и методик, строго соответствующих области их профессиональной компетентности.
Дело несовершеннолетнего в связи с его асоциальным поведением или правонарушением комиссия рассматривает только после осмотра ребёнка (подростка) с согласия родителей, опекуна, попечителя психологом и/или психиатром. В случае сомнений по поводу психического здоровья несовершеннолетнего комиссия направляет его на судебно-психолого-психиатрическое обследование. Материалы для принятия решения о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение должны содержать заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями необходимых мер медико-психологической коррекции и типа специального учебно-воспитательного учреждения.
Диагностика проводится поэтапно. На первом этапе выявляют детей группы риска. Этим занимаются в основном педагоги всех учреждений образования, которые с помощью педагогического наблюдения и несложной педагогической диагностики определяют детей, нуждающихся в реабилитации. Их задача не в том, чтобы определить пробелы, недостатки, отклонения и проблемы ребёнка и их причины. Они ставят социально-педагогический диагноз: в чём ребёнок испытывает трудности при обучении, воспитании, общении с людьми и какого характера затруднения имеют педагоги, родители и сверстники во взаимодействии с ним.
На втором этапе дети группы риска обследуются по педагогическим характеристикам школьным психологом или врачом (в зависимости от характера жалоб).
Детей и подростков группы риска необходимо первично разделить на подгруппы со сходными симптомами, например: дети с нарушениями поведения, стойкой неуспеваемостью, недостатками в познавательной сфере, часто болеющие, с нарушениями осанки, зрения и т.д. При этом школьный психолог ставит психологический диагноз. Дети с одинаковым психологическим диагнозом проходят сходную по содержанию реабилитацию. Задача психолога — отобрать детей для более обстоятельного обследования у специалистов, чтобы отделить норму, с которой работают психолог и обычные педагоги, от патологии, с которой работают другие профессионалы в специально организованных условиях.
Школьный врач ставит медицинский диагноз, на основании которого ребёнка относят к той или иной группе здоровья или направляют к специалистам по профилю заболевания.
На третьем этапе (за рамками образовательного учреждения — в специальных центрах, консультациях, комиссиях) проводят глубокую диагностику со специалистами, определяющими сущность и причины патологии.
Наконец, четвёртый этап — это диагностика собственно отклонений (девиаций), составление индивидуальных реабилитационных маршрутов или программ. На этом этапе диагностическая работа вновь возвращается на уровень учреждения, в котором работают специалисты, компетентные в данной области. Чтобы составить реабилитационные программы, они проводят более глубокую диагностику личности. Например, педагоги делают срез знаний, умений и навыков, чтобы оказать педагогическую помощь, психологи выявляют личностные характеристики, уровень развития психических процессов; социальные педагоги изучают особенности средовой дезадаптации и проблемы межличностных отношений и т.п.

Основной функционал

Органы социальной защиты выявляют семьи, где родители не занимаются в должной мере воспитанием детей; проводят инспекцию социально-бытовых условий семей; оказывают материальную помощь малообеспеченным семьям.
Органы опеки и попечительства защищают личные, имущественные и жилищные права и законные интересы несовершеннолетних; выявляют детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий для жизни и воспитания в семье; принимают меры по их устройству и созданию благоприятных условий для всестороннего развития, а также охраны их жизни и здоровья.
В приёмные семьи детей передают на основе договоров с органами опеки и попечительства. Замещающие семьи — это форма временного устройства, они обеспечивают детям условия жизнедеятельности, но им не передаётся право родительской ответственности. В 90-е годы сформировалась новая форма жизнеустройства детей — российская модель детской деревни «SOS». Возрастает число российских детей, усыновлённых иностранными гражданами.
Специализированные учреждения социальной защиты для несовершеннолетних обеспечивают психотерапевтическую, медицинскую и социальную помощь детям и подросткам, имеющим начальные стадии отклонения психического и физического здоровья, эпизодически употребляющим ПАВ.

Социально -реабилитационные центры для несовершеннолетних.

Для несовершеннолетних, утративших семейные связи, оставшихся без попечения и постоянного места жительства, отказавшихся жить в интернатных образовательных учреждениях, функционируют специализированные социально-реабилитационные учреждения (центры, приюты). Сюда, как правило, поступают дети из приёмников-распределителей и больниц. Сеть таких учреждений интенсивно развивалась в последнее десятилетие, с 1992 по 1999 г. их число увеличилось от 4 до 761. Их значение в том, что они оперативно принимают детей, оставшихся без попечения родителей, изолируют их от неблагоприятной среды, готовят к проживанию в приёмной семье или интернатном учреждении. В этих учреждениях проводится работа с детьми и подростками по нормализации развития их личности и функционирования различных психических процессов (речи, памяти и т.п.).
Социальные приюты оказывают помощь в создании жизненных условий, необходимых для реабилитационных процессов: временных и постоянных, для детей, для матерей и детей, попавших в сложные жизненные обстоятельства.
Центр занятости населения содействует реализации права несовершеннолетних на труд, выбор рода деятельности и профессии в условиях рыночной экономики, его сотрудники квотируют и создают дополнительные рабочие места для несовершеннолетних, оказывают помощь в трудоустройстве несовершеннолетних, ведут учёт оставивших учёбу, организуют их профобучение.

В системе образования действуют:

  • советы профилактики,
  • советы общественности,
  • родительские патрули при общеобразовательных учреждениях;
  • детские дома, интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (основная форма устройства таких детей); одна из сложнейших проблем — постинтернатная адаптация выпускников;
  • специальные учреждения для несовершеннолетних с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в изоляции; в них осуществляется комплексная реабилитация, учащиеся получают трудовые навыки и профессиональную подготовку;
  • учреждения дополнительного образования;
  • центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС);
  • психолого-педагогические консультации, центры экстренной психологической помощи.
  • Органы культуры, физкультуры открывают для подростков культурно-досуговые центры, клубы, физкультурные базы, лагеря труда и отдыха, проводят культурно-массовые мероприятия.

Отделы милиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ОППН) предупреждают административные правонарушения и преступления несовершеннолетних, содействуют их раскрытию в процессе профилактической работы; проводят самостоятельно профилактическую работу с несовершеннолетними, осуждёнными к лишению свободы условно, с родителями несовершеннолетних, если они систематически не выполняют свои обязанности по воспитанию детей и (или) своим поведением способствуют совершению ими правонарушений.
В учреждениях временного содержания (детские приёмники) находятся дети и подростки от 3 лет (подкидыши) до 18 при необходимости немедленной их изоляции (10-30 суток): самовольно ушедшие из спецучреждений закрытого типа, личность которых не установлена, направляемые в спецучреждение, совершившие общественно опасные деяния.
Пенитенциарные (лат. корень — «раскаяние») учреждения предназначены для отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.
Система здравоохранения предоставляет несовершеннолетним медицинские услуги, в том числе услуги психо-, кожно-, наркодиспансеров, выявляют и обследуют лиц, употребляющих наркотики, ПАВ, ВИЧ-инфицированных.

Модель «Центр социальной реабилитации несовершеннолетних»

Основные направления деятельности социально-реабилитационного центра (психолого-педагогической и медико-социальной помощи):

  • выявление социально дезадаптированных детей в микрорайоне;
  • профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребёнка;
  • обеспечение несовершеннолетним временного проживания до того, как будет определено их дальнейшее местопребывание;
  • обеспечение квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

Основные этапы в работе с поступившими детьми:

  1. диагностика;
  2. реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;
  3. постреабилитационная защита ребёнка.

Структурным подразделением социально-реабилитационного центра может быть социальный приют для детей и подростков.
В приёмном отделении проводятся первичный медицинский осмотр и первичная санитарная обработка подростка, которого при необходимости направляют в стационарное медицинское учреждение.
В отделении диагностики социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка. На основе этих данных создаётся индивидуальная программа реабилитации.
В отделении реализации программ социальной реабилитации проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьёй и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в получении образования, специальности и в профориентации.
Индивидуальная программа реабилитации выполняется как в условиях дневного или круглосуточного стационара центра, так и в семейной воспитательной группе.
Отделение социально-правовой помощи защищает права и законные интересы воспитанников.
Самое сложное направление деятельности центра — работа с семьёй. Социальная реабилитация в Центре ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. В конфликтных семьях психологи проводят консультации; работа с аморальными семьями ведётся на уровне социального патронажа.
После возвращения детей в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).

Модель «Социальный приют»

Социальный приют — это учреждение открытого типа для оказания помощи беспризорным несовершеннолетним детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Основные цели социального приюта — организация временного (сроком до 2 месяцев) проживания детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, предоставление им убежища, оказание медико-психологической, юридической и другой помощи, дальнейшее устройство.
Дети, поступающие в социальные приюты, находятся в крайней степени социальной запущенности, отстают в психосоматическом развитии, имеют посттравматические синдромы. Это:

  • «дети улицы»,
  • дети-бродяжки либо дети — социальные сироты, отобранные из семей, где условия их существования из-за злоупотребления алкоголем и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью;
  • большинство уже приобщилось к курению, употребляют алкоголь;
  • подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном состоянии вследствие социально-педагогической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;
  • почти у всех имеются различные хронические заболевания;
  • многие нигде и никогда не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в социуме;
  • у многих детей отмечается задержка психического развития.

Диагностика начинается с установления личности ребёнка, места проживания родителей или опекунов. Затем проводится психологическая и медицинская диагностика. Её задача — выявить интересы и проблемы несовершеннолетних, выработать совместно с ними установки для дальнейшей жизни, учёбы. Работникам приютов приходится сталкиваться с двумя главными психологическими проблемами: отставание ребёнка в психическом развитии и преодоление последствий его психической депривации.
оциально-реабилитационная работа с детьми начинается с того, что их лечат, избавляют от педикулёза, учат пользоваться ванной, постельным бельём, есть горячую пищу и т.д. Большое внимание уделяется также психоэмоциональной реабилитации, где ведущую роль играют комфортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы и прежде всего игротерапия, сказкотерапия, психотерапевтический театр. Дети старшего возраста, подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, работают в пошивочных и столярных мастерских, мастерских по изготовлению игрушек, сувениров и т.п.
Подготовка ребёнка к школе — важное условие его адаптации в неприютской среде. В приюте дети и подростки должны получать и общеобразовательную помощь. Зачастую приютские дети либо вообще не посещали школу, либо имелись большие перерывы в посещении, либо они не в состоянии адаптироваться в большом школьном коллективе. У большинства из них нет приятных ассоциаций со школой, а иногда она просто ненавистна им.
Эти дети, как правило, отстают от своих сверстников, а некоторые из них уже в подростковом возрасте не умеют ни читать, ни писать. Поэтому общеобразовательную подготовку необходимо вести строго индивидуально и взвешенно. Одних детей надо готовить к возвращению в школу, снижать негативное отношение к ней, других можно направить в школу и помочь её посещать, выполнять необходимые домашние задания и т.д.
Одна из главных задач приютов, в которых дети могут получить кров и пищу, — восстановить широкий спектр их отношений с миром, обучить их общаться со взрослыми, сверстниками, помочь обрести чувство семьи, собственной значимости.
Пребывание детей и подростков в социально-реабилитационпом учреждении ограничено тем временем, за которое ребёнок будет устроен для дальнейшего постоянного проживания. Местом такого постоянного проживания может стать либо родительская семья, если удалось стабилизировать ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции по содержанию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители и приёмные семьи, либо государственные воспитательные учреждения — детские дома и школы-интернаты.
Другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам — создание семейных (воспитательных) групп. При наличии семьи, желающей взять на воспитание ребёнка, тщательно обследуются её материально-бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца. В течение двух месяцев ребёнок посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем приходит туда насовсем. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог даёт необходимые рекомендации каждой семье.
В идеальном варианте каждый воспитанник приюта должен пройти через домашнюю группу, поскольку это один из реальных и эффективных путей его реабилитации, позволяющий восстановить утраченные им социальные, нравственные и духовные связи с миром. Находясь в домашней группе, ребёнок остаётся под опекой государства до тех пор, пока семья оформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится, жизнь в здоровой семейной обстановке в домашней группе становится для него важным условием социальной реабилитации.

Опубликовано 20.11.2010.

Ответить

Фотогалерея

Войти