Социально-досуговая деятельность
Характерные черты социально-досуговой деятельности:
- осуществляется в свободное (досуговое) время;
- отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;
- обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;
- характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;
- отличается глубокой личностной направленностью;
- носит гуманистический, культурологический и развивающий характер.
Социально-досуговая деятельность тесно связана с понятием «свободное время».
«Свободное время»
К.Маркс определял свободное время как время досуга или время для более возвышенной деятельности, которая позволяет развернуться сущностным силам человека с целью наслаждения, но не производства жизненно необходимых товаров.
Свободное от работы время не идентично свободному времени, ведь, кроме процесса труда, существует необходимость восстановления работоспособности. Сюда относятся физическая и психологическая регенерация рабочей силы: питание, самогигиена, сон, спорт, забота о здоровье, а также нейтрализация все возрастающих психологических нагрузок. В психологической регенерации играют значительную роль как спокойное времяпрепровождение (например, телевизор), так и общение с другими людьми. Семья, воспитание детей, любовь составляют не только важную часть необходимых для обеспечения психологического здоровья межличностных отношений, но являются биологическим способом сохранения и гарантий восстановления работосопосбности. Социализация, образование также относятся к составным компонентам репродукции. Но и время, употребленное на общественно-политическую деятельность, необходимо для обеспечения индивидуальной работоспособности, хотя эта необходимость и выступает как косвенная.
Законодательство рассматривает свободное от работы время прежде всего с точки зрения необходимой регенерации (например, право на отпуск). Сегодня трудно даже представить, что работающее население использует свое свободное время исключительно для репродукции и регенерации рабочих сил. Остается еще свободное время для раскрытия своих творческих возможностей и удовольствий. Но есть ли для этого возможности в обществе, вот что является важным вопросом.
Свободное время относится к центральным ценностям человека, поэтому особое место занимает вопрос о ценностной ориентации досуга.
Таким образом, свободное время — это то время, которое работающие и неработающие люди не посвящают деятельности, связанной с профессиональным, образовательным и обязательным развитием своих сущностных сил, но активному, ориентированному на получение удовольствий и счастье времяпрепровождению.
Современная социально-культурная деятельность определяется следующими требованиями:
— досуг должен доставлять радость и удовольствие, развивать социальные отношения (семья, друзья, сообщества), открывать возможность коммуникации, развлечения, общения;
— досуг должен способствовать реализации общественной заинтересованности, демократических инициатив, участия в общественной жизни;
— досуг должен содействовать развитию собственной инициативы, самоопределения, а также воспитанию открытости.
Недостаток свободного времени, неумение его организовать особенно отчетливо ощущается у социально-незащищенных слоев населения. Кроме того, с развитием рыночных отношений в России происходит все большая коммерциализация предложений в культурно-досуговой сфере. Именно поэтому социальная работа в этой области становится все более востребованной, становясь составляющей частью реализации государственной политики свободного времени.
Организация досуговой деятельности по месту жительства
В настоящее время возрастает роль территориального подхода в развитии сферы досуга и социокультурной среды, развитие роли местного самоуправления в решении проблем организации свободного времени. Многим органам самоуправления на местах с огромным трудом все-таки удалось сохранить материальную базу культурных и спортивных учреждений, действует сеть учреждений внеклассной работы, художественные и музыкальные школы, школы искусств, территориальные клубы образования и досуга детей и взрослых. Следует отметить особую роль в организации досуга и формировании здорового образа жизни территориальных Центров социальной помощи семье и детям. Они проводят индивидуальную работу с подростками и молодежью по предупреждению вредных привычек и избавлению от них, организуют работу дневного пребывания детей и матерей, создают общества и клубы взаимопомощи жителей на обслуживаемой территории, организуют семейные и детские праздники, соревнования и конкурсы.
С течением времени главным местом проведения культурно-досуговой деятельности и социального воспитания детей и подростков, а также взрослого населения становятся клубы по месту жительства. Они максимально приближены к месту проживания, доступны и открыты для свободного посещения, в них создается атмосфера тепла и уюта, где можно занять свой досуг, встретиться с друзьями. Для многих детей и уюта, где можно занять свой досуг, встретиться с друзьями. Для многих детей из неблагополучных семей такие клубы становятся вторым домом,местом, где несовершеннолетние в процессе проведения общих мероприятий приобретают опыт позитивного социального взросления и социальной ответственности.
Клубы по месту жительства организуют целенаправленный процесс совместной, многопрофильной, культурно-досуговой деятельности детей и подростков. В ее процессе несовершеннолетние получают возможность проявлять и реализовывать полезные инициативы, приобретают навыки организации своего досуга и свободного времени своих друзей, получают опыт социального партнерства со старшим поколением, добровольного участия в делах по улучшению окружающей жизни. Большинство инициатив по работе с детьми и молодежью развиваются именно в клубах и центрах по месту жительства. Многие общественные объединения, некоммерческие организации и негосударственные учреждения по проведению социально-культурной работы стали создаваться при этих клубах.
В настоящее время в системе организации социально-досуговой деятельности образовалась целая сеть учреждений для детей и подростков, таких, как:
? центр экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»);
? центр психолого-педагогической помощи семье и детям;
? территориальный центр социальной помощи семье и детям;
? центр социальной реабилитации для несовершеннолетних;
? социальный приют для детей и подростков;
? центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Работа по месту жительства, не теряя своей актуальности, в начале 90-х годов практически вышла из системы государственного контроля, что привело к реорганизации и ликвидации ведомственного подчинения клубов. Значительная часть клубов была перепрофилирована, произошел отток наиболее квалифицированных кадров из системы работы по месту жительства.
Наряду с этим, коренные изменения претерпела прежняя идеология воспитания, произошел отход от заорганизованных форм деятельности, модифицировались ценностные ориентации подростков ощутилось стремление подростков к независимым и свободным видам досуга.
Тем самым выявился основной спектр проблем:
?межведомственная разобщенность, дисперсность работы.
? Устаревшая нормативно-правовая база, не соответствующая новым реалиям.
? Отсутствие концептуальных подходов, идеологии социокультурной работы.
? Информационный голод.
? Дефицит кадров, отсутствие системы подготовки и переподготовки специалистов.
? Недостаточное материально-техническое обеспечение.
Тем не менее, организация работы по месту жительства граждан является приоритетным направлением президентской программы «Молодежь России».
В городе Волжском в 2000 году, Комплексом социальной поддержки детей и молодежи «СВЕТ» при Государственном департаменте по молодежной политике РФ, было проведено социологическое исследование, Опрашивались молодые люди в возрасте от 14 лет. Так, отвечал на вопрос «Мешает ли Вам что-нибудь проводить досуг так, как хочется, и если да, то что именно?» лишь 20,8% не испытывают проблемы в организации досуга. У 28,2% не хватает денег, а 21,2% некуда пойти. Значительную часть свободного времени занимает просмотр телепередач (18%), встречи с друзьями (9,8%), занятия спортом (9,2%), а 58,8% опрашиваемых проводят свободное время бесцельно, как могут и как придется. На вопрос «Какие чувства или состояния Вы испытываете чаще всего в выходной день» более половины респондентов ответили, что желают острых ощущений, пожить опасно, рискнуть деньгами и т.п. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что 75% молодежи нуждаются не только и не столько в материальной помощи, сколько в других видах услуг: консультировании, содействии в трудоустройстве и переквалификации, предоставлении временного приюта, организации досуга и другое.
Подростково-молодежные клубы и социальные службы молодежи ориентированы на создание условий для самообеспечения, саморазвития молодых людей, оказание им поддержки в реализации собственных возможностей. Для выполнения этой цели необходимо создание новых механизмов, социальных технологий, новых адекватных современным условиям, модулей социокультурной работы с молодежью.
24 июня 1999 года был принят Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно ст. 17 органы по делам молодежи в пределах своей компетенции должны осуществлять организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся в их ведении социальных учреждений, клубов и иных учреждений; оказывать содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: участвовать в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. Социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них, должны предоставлять бесплатно социальные, правовые и иные услуги несовершеннолетним; принимать участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга, занятости, осуществлять информационно-просветительские и иные меры.
25 января 2001 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о государственном комитете РФ по физической культуре, спорту и туризму», в котором указывается, что государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: … разрабатывать предложения по усилению роли физической культуры, спорта и спортивного туризма в укреплении здоровья населения, организации досуга детей, подростков и молодежи и профилактике негативных социальных явлений среди них.
Таким образом, очевидно, что необходимо формирование принципиально нового механизма системы подростково-молодежных клубов и социальных служб, обеспечивающего грамотное посредничество между конкретным человеком, семьей и имеющимися организациями и учреждениями.
В первую очередь необходимо предоставление индивидуального консультирования.
Во-вторых, групповая социальная работа — направление на поддержку молодого человека через передачу группового опыта, создание условий для самообеспечения, саморазвития, оказание ему действенной помощи в реализации собственных возможностей.
В-третьих, социокультурная работа по месту жительства должна проходить через изменение общественных условий, с привлечением волонтеров, разнообразных досуговых возможностей.
Таким образом, на перспективу следует определить в качестве приоритетов развитие новых форм досуговой деятельности, разработку программы подготовки и переподготовки кадров данной специализации, утверждение на федеральном и региональном уровнях нормативно-правовых документов, определяющих статус подростково-молодежных клубов, укрепление материально-технической базы досуговых учреждений.