Этические аспекты работы социальных служб

Наряду с этическими стандартами взаимодействия социальных работников между собой и с клиентами встает вопрос об этике взаимодействия социальных служб между собой и со сторонними организациями и структурами, вопрос об этике взаимодействия системы социальной защиты с обществом и государством.

1. Основные этические дилеммы в социальной работе.

Недостаточное финансирование социальных служб заставляет расширять перечень платных услуг, что противоречит принципу доступности услуг, гарантированному государством.
Такой же проблемой является и определение направлений деятельности социальных служб, ранжирование их по приоритетам. На кого должны быть возложены эти полномочия? Подходы к решению данной проблемы могут быть разными.
Первый и наиболее распространенный подход основывается на том, что социальная работа как институт – неотъемлемая часть структуры государства и именно государство имеет право определять основные направления деятельности структур системы социальной защиты в соответствии с направлениями государственной социальной политики. В таком случае учреждения социальной защиты становятся лишь бюрократизированными исполнителями воли государства.
Второй подход заключается в предоставлении системе социальной защиты значительной автономии и самостоятельности на основании того, что социальные работники из практики знают что и как нужно делать. Однако в этом случае социальная работа может зайти в тупик, поскольку предоставленная автономия может привести к отрыву от общественных интересов.
Третий подход – наиболее целесообразный – заключается в том, что учреждения социальной защиты и отдельные социальные работники принимают активное участие в формировании социальной политики государства. В этом случае социальные работники в своей работе органично сочетают интересы отдельных клиентов и всего общества, что является предпочтительным.
Наиболее характерными и типичными видами деятельности социальных работников, требующими адекватной этической регламентации, являются научные исследования, непосредственная работа по оказанию услуг клиентам и деятельность по подготовке и повышению квалификации кадров на всех уровнях.

2. Этические аспекты исследований в социальной работе

Исследования необходимы не только для того, чтобы судить об эффективности проделанной работы, но и для того, чтобы определять потребность в социальных услугах разных слоев населения, прогнозировать на основании полученных данных развитие социальных служб и тем самым все более полно удовлетворять рациональные потребности клиентов и общества.
Решение начать исследование должно базироваться на убежденности в пользе, которую данное исследование может принести его клиентам и обществу (иными словами, обоснованность и целесообразность исследования).
Приступая к исследованиям и составляя их программу, социальный работник руководствуется принципами, изложенными в кодексе “Этические принципы в проведении исследований над людьми”, принятом Американской психологической ассоциацией в 1975 г..
Уважение к индивидам и группам, являющимся объектом исслдования. На исследователя ложится личная ответственность за тщательную этическую оценку приемлимости исследования, применяемых методов, сферы использования результатов исследования. Исследователь также лично несет ответственность за то, чтобы обращение с гражданами, принимающими участие в исследовании, соответствовало этическим нормам.
Честность и открытость. Должно быть четкое соглашение между исслдователеи и лицом – объектом исследования. Как правило, исследователь берет на себя обязанности полного информирования клиента об исследовании и его результатах, а клиент обязуется предоставлять достоверную информацию. Если методика исследования вынуждает исследователя скрыть что-либо от клиента в процессе исследования, то его обязанность – объяснить это клиенту и восстановить доверительные отношения. Этически и научно обоснованной является проверка данных, сообщенных клиентом, но клиент должен быть заранее оповещен о такой возможности проверки информации.
Добровольность участия клиентов в исследованиях. Если клиент обращается в социальную службу с просьбой об оказании ему услуг, как правило, эти услуги оказываются после обследования обстоятельств жизни клиента, с тем, чтобы составить объективное мнение о его положении ( при предоставлении надомных услуг, установлении опеки, усыновлении). В этом случае исследование (обследование), проводимое социальной службой, является обязательным.
Иного рода этические требования предъявляются к научным исследованиям. Здесь клиент имеет право отказаться от участия в исследовании без объяснения причин отказа.
Необходимая и достаточная информированность клиента о целях, ходе и результатах исследования
Информирование клиента об исследовании должно строиться по следующей схеме:
раскрытие целей исследования;
уведомление об обеспечении конфиденциальности полученных от клиента сведений;
объяснение сущности исследования, т.е. тех процедур, которым клиент будет подвергнут в ходе исследования;
гарантирование клиенту права и возможности отказаться от участия в исследовании на любом из его этапов;
гарантирование права на консультацию независимого специалиста по сущности и целям исследования;
сообщение о предполагаемых результатах исследования и их возможном применении.
Конфиденциальность.
Если методика допускает, участие в исследовании может быть анонимным; если нет – социальный работник может обнародовать сведения о клиенте только с его согласия. Кроме того, социальный работник обязан предвидеть возможные отрицательные последствия этого и своевременно предупредить клиента.
Контроль за ходом исследования В ходе исследования возможны различные отклонения от программы. Главное этическое правило для социального работника в этой ситуации – сделать прогноз возможных нежелательных для клиента последствий исследований и исключить, или, по крайней мере, минимизировать их. Исследования не могут проводиться, если существует опасность нанесения серьезного, длительного или неустранимого ущерба клиенту – объекту исследования.
Использование результатов исследования исключительно на благо клиента. Результаты исследования не должны быть использованы в целях извлечения личной выгоды или переданы для применения в этих целях юридическим или физическим лицам. Основная заповедь научной деятельности – “наука – для людей”.

3. Оказание социальных, психологических и социально-бытовых услуг

Оказание социально-бытовых услуг – наиболее распространенный сегодня вид социальной работы. В этой сфере деятельности социального работника также действуют специфические этические нормы и правила.

  1. Работая с людьми, социальный работник несет ответственность не только за свое поведение, но и за поведение, действия, условия жизнедеятельности и здоровье своих клиентов.
  2. Деятельность социального работника включает в себя непосредственное общение с клиентом и его ближайшим окружением, вследствие чего требует полного напряжения сил и отдачи.
  3. Несмотря на то, что деятельность социального работника в профильном учреждении социальной защиты связана, как правило, с одной категорией клиентов, имеющих общие проблемы, ему следует учитывать конкретные особенности обстоятельств жизни и индивидуальные черты личности каждого из них.
  4. В отличие от представителей многих профессий, также работащих с людьми, социальный работник имеет дело не с какой-либо одной стороной жизнедеятельности или личности клиента, а с целостностью, совокупностью его личностных свойств и жизненных обстоятельств и в своей работе обязан учитывать все факторы.
  5. Эффективность деятельности социального работника сложно оценить по конкретным результатам работы, т.к. они зависят не только от него самого, но и от усилий и желания клиента, от деятельности всего коллектива учреждения социальной защиты, от возможностей системы социальной защиты населения.

Приступая к работе по социально-бытовому обслуживанию клиента социальный работник обязан ознакомить его с перечнем тех услуг, которые клиент может получить от данной социальной службы, и с порядком их предоставления. Если у клиента возникают вопросы о его правах на количество и качество услуг (бесплатных, полностью или частично оплачиваемых), следует дать ему соответствующие разъяснения; в противном случае клиент имеет право предъявить претензии социальной службе.
Принимая от клиента поручение на доставку продуктов, медикаментов, товаров повседневного спроса, следует уточнить, что именно и какого качества хочет получить клиент. Целесообразно вести тетрадь заявок клиента, которую в присутствии клиента с последующей его росписью или самим клиентом заносится перечень товаров, которые должен приобрести социальный работник. Следует также заранее предупредить возможность возникновения разногласий по поводу цен на приобретаемые продукты и товары, сообщив клиенту примерную стоимость каждого из них и примерную стоимость всех покупок.
Социальный работник оказывает помощь и в соблюдении клиентом требований личной гигиены. Выполняя эту работу, он не должен демонстрировать неприязнь к такого рода услугам.
Довольно часто клиент просит написать письмо родным или близким. Если клиенту трудно сформулировать свои мысли, следует деликатно предложить ему собственный вариант и узнать его мнение; в случае одобрения написать, а затем прочитать клиенту все письмо.
Социальные услуги могут предоставляться пожилому человеку или инвалиду, проживающему в семье. Отношения с близкими клиента должны быть доброжелательными. Если же клиент страдает от невнимания к себе, то с его согласия следует начать работу с родными, выяснить причины такого отчуждения и постараться наладить между ними нормальные отношения.
В случаях, когда пребывание в домашних условиях становится для клиента невозможным, социальный работник оформляет его в стационарное учреждение. В период адаптации клиента к новым условиям социальному работнику следует продолжать посещения своего бывшего клиента хотя бы в течение первого полугодия.
В обязанности социального работника входит также оказание ритуальных услуг. Средства на ритуальные услуги выделяются в небольшом объеме и перечень бесплатных услуг невелик, но тем не менее, по возможности, все пожелания клиента в части организации похорон и выполнения ритуала должны быть исполнены – этого требует не только нравственность, но и обычай.

4. Этика взаимоотношений с клиентами – инвалидами и пожилыми людьми

Дети-инвалиды – это дети с особой, очень ранимой душой, их желания, стремления, мечты, восприятие мира могут отличаться от здоровых детей, их очень легко ранить, обидеть, поэтому к ним нужен особый подход.
Проблема инвалидности – это всегда проблема и детей и родителей.
Тяжелые заболевания детей могут отразиться на развитии привязанности между родителями и ребенком. Однако в том случае, если неполноценность появилась спустя длительный период, у родителей с ребенком уже могла установиться тесная связь, которая имеет важное значение для родителей в плане оказания эмоционального воздействия на ребенка и организации необходимого ухода и воспитания.
Для родителей неполноценность их ребенка – большое и тяжелое испытание в их жизни.
Ортопедические аномалии и слепота оказываются серьезным барьером для материнской привязанности из-за опасения, что ребенок останется физически зависимым или беспомощным в течение неопределенного периода времени и что он никогда не сможет установить зрительный контакт с матерью, который в значительной степени усиливает материнскую заботу.
Уход за беспомощным ребенком опустошает физически и эмоционально. Родителей подстерегают частые стрессы. Возникают конфликты и проблемы во взаимоотношениях супругов.
Этика взаимоотношений с клиентами-инвалидами, особенно с инвалидами -детьми, требует от социального работника особой тактичности, внимательности. Очень важно наладить отношения с родителями, ведь им тоже необходима психологическая помощь и поддержка. Социальные работники должны способствовать тому, чтобы родители давали выход накопившимся чувствам горя и озлобления, но только в том случае, если родители склонны выражать свои чувства.
Социальный работник всегда должен быть честным и откровенным. С одной стороны, очень важно умение внимательно выслушивать своего собеседника, с другой стороны, бывает необходимо повторить объяснение несколько раз, ибо горе и обеспокоенность мешают родителям полностью усвоить информацию сразу. Важно интерпретировать ситуацию в терминах реальной надежды, выявить позитивные качества больного ребенка. Родители должны быть осведомлены о реальных альтернативах и участвовать в поиске имеющихся возможностей ухода за ребенком, его воспитания и обучения. Будущее следует рассматривать с точки зрения максимального использования потенциала ребенка и не пытаться “нормализовать” ребенка. Стремление к “нормальности” может привести к разочарованию и огорчению, а в результате породить чувства неудачи и неадекватности. Целесообразно помочь членам семьи осознать как обычные, так и особые потребности ребенка и соответственно реагировать на них.
Семьи с больными детьми часто испытывают чувство беспомощности и одиночества. В изматывающей и безнадежной ситуации всегда желательно помочь родителям научиться решать сиюминутные проблемы: если родитель научиться справляться с ситуацией и жить сегодняшним днем, у них появится надежда и ощущение компетентности.

Инвалидность среди взрослых людей

Молодые и пожилые становятся инвалидами в результате самых разнообразных заболеваний и несчастных случаев. Превращение человека в зрелом возрасте в инвалида, помимо эмоционального переживания, влечет за собой множество проблем физического, социального и внешнего характера. Чуткое отношение практического социального работника к гамме стрессовых переживаний инвалида – решающее качество, позволяющее ему быть полезным. Кроме того, социальные работники должны побороть в себе негативные чувства (страх, брезгливость, жалость, дискомфорт) по отношению к взрослым с физическими недостатками. Некоторые заболевания, особенно неврологического свойства, приводят к такому поведению больного, которое вызывает легкое смущение или даже отвращение (судорожные движения, недержание мочи, расстройство речи) Чувство стыда, смущения и унижения присущи самим больным с подобными внешними проявлениями.
Неполноценность влечет за собой утрату физических или умственных функций организма (или сразу обеих). Хотя потеря физических функций вызывает чувство страха и безысходности, считается, что перспектива утраты умственных способностей – более губительна. Равным образом в отношении прогрессирующих болезней страх усиливается от сознания того, что завтра ухудшение примет более угрожающие формы.
Физическая или психическая неполноценность может приводить к различного рода психологическим проблемам.
В результате утраты способностей, неосуществленных надежд и желаний, увеличения физической зависимости от других людей, потери контроля над собственной жизнью может возникнуть депрессия. Депрессия – характерный спутник большинства заболеваний и несчастных случаев, приведших к инвалидности.
Кроме того, трудности постановки диагноза и неопределенность дальнейшего хода болезни, даже если диагноз не вызывает сомнений, вызывают неуверенность у членов семьи, часто заставляя бояться самого худшего.
Немалое значение для семей инвалида приобретают проявления агрессивности. Считается недопустимым сердиться на больных людей. Больные и немощные люди и сами могут опасаться проявлять раздражение и гнев, потому что они понимают, что могут стать обузой для своих родственников.
Эти и многие другие проблемы определяют характер взаимоотношений между социальными работниками и инвалидом.
Социальный работник должен помочь инвалиду адаптироваться к окружающей среде. Необходимо сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах.
Очень важно проводить консультирование семьи инвалида. Для повышения эффективности даваемых членам семьи рекомендаций целесообразно привлечь внимание к общим проблемам, с которыми они сталкиваются. Проблемы, возникающие в семьях физически недееспособных людей, чаще всего включают в себя озлобление и фрустрацию, а также горе – естественные проявления эмоций со стороны близких родственников. После долгих месяцев ухода за несчастным, неблагодарным, трудным больным, без надежды на перемены в лучшую сторону близкая родня способна впасть в состояние ужаса и глубокого расстройства.
Опредедление больного в стационар, когда домашний уход становится слишком обременительным, является чрезвычайно болезненным шагом для всех участников ситуации. Чуткость социального работника по отношению к нуждам и настроению больного и его семьи в момент принятия подобного решения может определить успех либо неудачу адаптации к помещению больного в стационар. Смягчение чувства вины у членов семьи – основная задача на данной стадии.
В любом случае при работе с инвалидами социальный работник должен не только оказывать материальную, бытовую помощь, но и учитывать психологические аспекты общения с инвалидом, членами его семьи. В ходе этой работы социальному работнику нужно руководствоваться принципом гуманизма. Это подразумевает огромную веру в человека, в его силы, способности.

Этика взаимоотношений с клиентом – пожилым человеком.

Хронические и психические заболевания, делающие человека беспомощным, в основном распространены в глубокой старости.
Когда нуждающийся в помощи старый человек состоит в браке, основным субъектом его поддержки является супруг. Поскольку мужчины имеют меньшую продолжительность жизни и традиционно женятся на женщинах моложе себя, наиболее частыми бывают случаи, когда престарелый мужчина находится на попечении жены. Жены, ухаживающие за беспомощными мужьями, нередко испытывают упадок духа, чувство изолированности, одиночества, страдают от экономических проблем и перегрузок, связанных с чрезмерной усталостью и ответственностью. Поэтому старые люди, опекающие своих супругов, нуждаются в пристальном внимании к собственным нуждам, в периодическом отдыхе от забот, конкретной помощи и эмоциональной поддержке. Физическое напряжение часто сопровождается ощущунием сильной тревоги, боязнью потерять спутника жизни, с которым прожито вместе много лет.
Люди преклонного возраста, являющиеся полностью одинокими или живущие отдельно от своих близких, попадают в очень сложное положение, когда их настигают беспомощность или затянувшаяся болезнь. Им необходимо особое внимание со стороны социальных служб.
Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и собственное мироощущение. Во взаимоотношениях с пожилым клиентом социальный работник выступает активной стороной, устанавливающей и развивающей контакты. Психосоциальный подход является неотъемлемой частью практической социальной работы с пожилыми людьми. Цель этого подхода – поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. Оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оценивается потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Необходимо учитывать как сильные стороны, так и ограниченные возможности каждой личности в каждой ситуации, стремиться к их совершенствованию, находя пути здорового роста. Необходимо полное понимание людей в контексте существующей действительности и использование этих знаний для того, чтобы помочь им развивать и усиливать свой потенциал.
Каждая встреча – беседа с пожилым человеком индивидкальна, вместе с тем, можно дать и некоторые общие рекомендации:
- Идя на встречу с клиентом, социальный работник обязан настроиться на желание установить контакт с еще незнакомым ему человеком. Желательно не иметь “лишней” информации ( ибо это может затруднить объективность оценки), но знать фамилию, имя, отчество, возраст клиента, наличие родственников.
- Хорошо, если встреча происходит в отдельном помещении (кабинете), в котором детская мебель в волгограде расположена так, чтобы клиент мог свободно разместиться, желательно спиной к двери – этим самам ограничивается поле его зрения. Идеальный вариант посадки социального работника и клиента – друг против друга или чуть наискосок, чтобы видеть лицо собеселника.
- Необходимо проявить доброжелательность и заинтересованность с первых минут встречи. Контакт становится оптимальным, если социальный работник при общении использует “зеркало отношений” – улыбку, заинтересованное выражение лица, спокойные жесты и т.д.
- В начале беседы уместно использовать поддерживающие реплики.
- Обращаться к клиенту по имени и отчеству, тем самым поддерживая его достоинство и подчеркивая свое уважение.

Аккуратность, подтянутость, точность, доброжелательность и обязательность – вот черты, привлекающие к социальному работнику пожилых людей, вызывающие к нему доверие. Милосердие – это словл отражает способность сочувствовать человеку, его страданиям, соболезновать переживаниям, понимать боль. Напыщенность, равно как и подчеркиваемая снисходительность здесь явно неуместны.
Наблюдательность, способность быстро принимать решения, выдержка, умение владеть собой – качества, необходимые в общении с пожилыми людьми.

Опубликовано 20.11.2010.

1 Комментарий для “Этические аспекты работы социальных служб”

  1. Вера Владимировна

    Как с этической точки зрения (а только это я смогла найти) Вы в правительстве смотрите на то, что услуги, предоставляемые службой защиты, не только все платные (я инвалид 2-й группы), и постоянно растут, и выросли до такой степени, что передо мной встал вопрос: не отказаться ли от таких услуг, которые меня, одинокого инвалида на костылях, и не имеющей рядом ни магазина, ни аптеки, буквально «раздевают». Получается, к примеру, дешевле заказать обед где-то, чем его приготовит соц работник. Идет соц.работник, и все ему по пути, НО за продукты 21 руб., за таблетки из рядом стоящей аптеки 19 руб. и столько же за кусок хозяйственного мыла… Государству не стыдно заниматься пустой болтовней, когда я за слово «здравствуйте» должна службе заплатить 4 рубля? О какой этике взаимоотношений можно говорить при этом. Спуститесь со своего Олимпа хоть разок и посмотрите на мир моими глазами. Я не ругаюсь, но есть Тот, перед Которым вы за свою работу ответите обязательно. На ответ и не надеюсь. Простите!

Ответить

Фотогалерея

Войти