Экокарта: составление карты семейной системы

Обоснование

«Экокарта» — техника, предложенная Аттеневом (Atteneave, 1976) и Хартманом (Hartman, 1979). Ее цель — схематически изобразить семью и изучить ее потребности, а также взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями и институтами. Связи, напряженность, поддержка и множество других проявлений внутрисемейных и метасемейных взаимоотношений могут быть наглядно представлены на основе этой методики, кроме того, она позволяет выявить эмоциональные и материальные ресурсы семьи.

Экокарта является необходимой составной частью стратегии координации комплексной психологической помощи семье, ориентированной на расширенную семью и метасемейные взаимоотношения, — она позволяет включить в психотерапевтический процесс максимальное количество индивидов. Для составления эко-карты следует выяснить, есть ли в окружении клиентов люди (родственники, соседи, коллеги по работе), которые в действительности могли бы помочь в решении семейных проблем, но семья к ним по ряду причин не обращалась? Это же касается профессионалов, помогающих семье, — учителей, социальных работников, врачей и т.д. — они обычно ссылаются друг на друга, но никогда не встречаются. Дж. Стантон и М. Стантон (Stanton, Stanton, 1984) подчеркивают, что каждая социальная система или индивид, взаимодействующие с семьей, склонны подталкивать ее в удобном и привычном для них направлении, и это часто является причиной напряженности и семейных конфликтов.

При составлении карты взаимоотношений семьи с внешним миром определяются люди, эмоционально значимые для клиентов, включая и тех, кого сейчас нет рядом с ними. Благодаря описательной природе методики и той беседы, которая может быть проведена на ее основе, психотерапевту становится ясна степень эмоциональной и физической близости между членами семьи. Также могут быть изучены взаимоотношения между членами семьи, даже если это вызывает у клиентов эмоциональные трудности и представляет собой нечто гораздо большее, чем составление списка «значимых других».

Если члены семьи осознают, что психотерапевт понимает сложность и запутанность их взаимоотношений, они будут с большей готовностью делиться с ним сокровенными мыслями о своей жизни.

Составляя экокарту семьи, психотерапевт, по сути дела, присоединяется к ней, становится ее членом, как бы работает с ней над одним общим проектом, что Аттенев называет «процессом ретрибализации».

Процедура

Психотерапевт собирает данные от самого идентифицированного пациента или от всей семьи. Обсуждаются разные семейные связи и люди, на которых она может положиться. При этом могут быть заданы следующие общие вопросы:

«У вас большая семья?»

«Вы работаете?»

«Ваши соседи помогают вам?»

Постепенно психотерапевт переходит к более конкретным вопросам:

«Близки ли вы с членами вашей семьи?»

«Нравится ли вам ваша работа?»

«Кого вы можете попросить о помощи?»

«Расскажите о своих родственниках — где они живут, чем занимаются?»

«Как часто вы встречаетесь, звоните друг другу, переписываетесь?»

«Активно ли вы участвуете в жизни церковной общины?»

«Контактируете ли вы с администрацией школы, в которой учатся ваши дети?»

«Есть ли у вас семейный врач?»

«Есть ли у вас близкие друзья?»

«Что ждут от вас ваши близкие, друзья, начальство?»

Полученная информация затем заносится в карту. Взаимоотношения между людьми изображаются с точки зрения их значимости и близости. Люди, живущие под одной крышей, более тесно связаны между собой, чем другие. Отмечаются позитивные и негативные установки с позиции идентифицированного клиента. Знакомые друг другу индивиды соединяются линиями. Когда возникает подозрение на какие-нибудь специфические поведенческие образцы в отношениях между центральными фигурами в семье, проводится специальное изучение связей между группами и кластерами. При этом легко выявляются индивиды, находящиеся в изоляции, а также всевозможные альянсы. Кроме того, изучаются вопросы секса, карьеры, а также то, кого можно включать в семью, с точки зрения ее членов, а кого — нет.

Собственно процесс составления экокарты семьи основывается на символах и техниках, привычных для генограммы и социограммы. Ниже приведены специфические для данной техники символы.

Мужчина =

Женщина =

Другие системы =

Тесные взаимосвязи =

Слабые взаимосвязи =

Конфликтные взаимоотношения

Разрыв взаимоотношений с индивидом справа =

Разрыв взаимоотношений с индивидом слева =

Разрыв взаимоотношений для обоих индивидов =

Пример

В этом примере приводится экокарта неполной семьи, состоящей из матери Роберты (разведенной с мужем Джо) и двух дочерей Салли и Ким (см. рис.). В экокарту включены также связанные с этой семьей социальные организации, друзья и родственники. Идентифицированным пациентом является Ким, у которой имеются проблемы в школе, дома и в отношениях с друзьями.

Ким дурачится, ведет себя как клоун, что часто становится источником конфликтов с учителями. Директор и школьный психолог разговаривают с Ким и приглашают в школу Роберту. У Ким есть двое друзей, живущих в том же квартале, с которыми она порой играет, предпочитая их школьным приятелям.

Салли — прилежная ученица, она хорошо чувствует себя в школе, где имеет круг друзей. У нее начинает пробуждаться интерес к мальчикам. Она часто ругает Ким, доминируя над ней. Девочки любят проводить время с семьей Джо. Роберта работает медсестрой, ей нравится работа, и ее удовлетворяет заработок. На экокарте это отношение представлено позитивной связью с больницей, идущей в двух направлениях. Хотя идентифицированным пациентом является Ким, ясно, что именно Роберта чувствует себя одиноко, нахо-|дится в изоляции и больше всего нуждается в поддержке, будучи вовлеченной в большинство конфликтов.

Данный пример иллюстрирует то, как процесс создания экокарты побуждает терапевта и пациентов прилагать совместные усилия к сбору информации. Совместная деятельность позволила Роберте, детям и терапевту начать развивать отношения, основанные на [взаимном доверии и заботе друг о друге.

Описывая мучавшую ее проблему, Роберта говорила об испытываемом ей чувстве разочарования. Она ощущала, что теряет контроль над своими дочерьми.

На рис. видно, что у Роберты две дочери. У младшей, Ким, проблемы в школе. Школьная администрация часто просит Роберту забирать Ким домой из школы. Несмотря на то, что это является проявлением заботы с их стороны, Роберта раздражается и чувствует, что она не выполняет требования, которые предъявляет ей школа. Сотрудники школы активно пытаются решить проблему с Ким. Обратите внимание, что на экокарте школа изображена как социальное учреждение, поддерживающее Ким, а отношение Роберты к школе — как конфликтное.

Роберта разведена с Джо уже четыре года. Это отношение изображено на диаграмме как конфликтное, так как Роберта возмущена тем, что Джо безответственно относится к материальному обеспечению детей. Родители Джо близки с внучками, пытаются помочь Роберте в их воспитании, и в том числе материально. Однако Роберта обижена на семью Джо, вследствие этого ей трудно принять их помощь. Она говорит, что отклоняет все попытки перемирия, и это показано на диаграмме при помощи стрелок, обращенных от семьи Джо к Роберте; стрелки, идущие от Роберты к их семье, отсутствуют.

Хотя в юности Роберта уделяла значительное время церкви, теперь она не играет в ее жизни существенной роли. Семья Роберты живет за 2000 миль от нее, и они почти не видятся. Оба этих типа отношений показаны пунктиром, что указывает на отсутствие сильной связи.

У Роберты есть несколько друзей, и она помогает им чем может (например, ходит в магазин или нянчит маленьких детей), однако ей неудобно просить их помочь ей. Это изображено на экокарте при помощи стрелок, показывающих передачу энергии от Роберты к ее друзьям.

Роберта с большим вниманием изучала наглядное описание своей семьи и ее отношений к различным людям и организациям. Экокарта помогла ей увидеть, что она не использовала полностью поддержку, которая была ей доступна. Терапевт вместе с Робертой обсудили, каким образом Роберта могла чувствовать себя более комфортно, обращаясь за помощью к друзьям. Кроме того, они исследовали возможность большего принятия Робертой семьи Джо, ценя и приветствуя их заботу о детях и помощь им, что скорее всего поможет детям поддерживать отношения с семьей отца, а Роберте лучше справляться с их воспитанием.

Использование

Само участие в составлении экокарты семьи и изучение получившейся диаграммы стимулирует обсуждение того, какие ресурсы имеются у данной семьи для улучшения ее функционирования, каковы здесь источники напряжения и конфликтов. Это прежде Всего важно для закрытых семей, которые «варятся в собственном соку» и не могут использовать уже существующие у них ресурсы для улучшения положения. Экокарта особенно полезна для семей, имеющих не одну, а несколько проблем. Не только психотерапевты, но и другие социальные работники могут найти эту технику весьма эффективной для изучения метасемейной среды и стрессовых факторов, присутствующих во взаимодействиях семьи с другими социальными институтами. Каждому социальному институту в действительности что-то нужно от данной семьи, они склонны манипулировать ею, соревнуясь и вступая при этом в противоречия друг с другом. Важно увидеть в социальных институтах источники ресурсов, а не только источники негативных манипулятивных влияний.

Информация, представленная членами семьи в ходе заполнения экокарты, в иных условиях может не проявиться, о чем-то они могут просто забыть сказать, что-то не будет упомянуто из-за естественного для психотерапевтической ситуации сопротивления. Экокарта указывает на место каждого человека в семье и в более широком метасемейном контексте, становятся очевидными изолированные индивиды, звезды и всевозможные альянсы.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *